Методика формирования умений и навыков с использованием образцов

Дидактические материалы (в том числе и образцы) по любому предмету могут использоваться:

как средство подготовки и изучению нового материала (при изучении нового материала учитель предъявляет ученикам какой-либо вид дидактического материала для простоты понимания – например, плакат с изображением применения новой темы);

в процессе изучения, первичного осмысливания и закрепления новых знаний;

как средство формирования практических умений и навыков (например, учитель показывает как нужно работать с карточкой - образцом);

как средство развития информационных способностей учащихся (например, стенд, направленный на развитие мыслительных операций, памяти, внимания);

для совершенствования текущего и итогового контроля за усвоением новых знаний, умений и навыков по предмету. (например, после изучения раздела проводится самостоятельная работа с использованием карточек - образцов) [2,6,8].

Требования к разработке дидактических материалов по каждому предмету в зависимости от его целей могут быть следующими:

Формулировка учебного задания должна:

учитывать обучающие цели урока и направлять познавательную деятельность на овладение наиболее значимых знаний и умений;

способствовать решению дидактических задач каждого из этапов урока: актуализации опорных знаний и способов действий; формированию новых понятий и способов действий; применению знаний, формированию умений и навыков.

содержать слова-указания к решению (сопоставить, сравнить, обосновать, привести примеры и т.д.).

текст задания должен отражать реализацию межпредметных связей.

содержание дидактического материала по возможности должно включать средства предметной или изобразительной наглядности.[2,8,11]

Разновидностью дидактических материалов являются образцы. В зависимости от целей использования образцы выделяют:

на бумажной основе (с целью проверки сформированных умений и навыков);

в электронном виде (с целью формирования новых умений и навыков).

В результате исследования литературы мною были выделены основные функции образцов:

информационная (образцы в электронном виде несут в своей теоретической части некую полезную для ученика информацию)

обобщающая (образцы, направленные на проверку усвоенных умений и навыков обобщают и систематизируют полученные умения и навыки)

обучающая (образцы позволяют сформировать у учащихся новые умения и навыки)

контролирующая (Образцы помогают учителю проконтролировать сформированные у учащихся умения и навыки)

воспитательная (Образцы способствуют развитию положительной мотивации к изучению информатики).[3,6,8,22]

На основе анализа литературы и из принципов отбора содержания и разработки можно выделить основные требования к образцам в электронном виде:

формулировка задания должна быть четкой и понятной, учитывать обучающие цели урока, способствовать формированию новых понятий и способов действий, применению уже сформированных умений и навыков.

образец должен содержать две части: теоретическую и практическую.

в теоретической части должны быть указаны способы и средства выполнения поставленной задачи, а также даны пояснения к выполнению задания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>