Методика формирования умений и навыков с использованием образцов

Общие учебные умения и навыки образуют фундамент, на котором вырабатываются конкретные, специальные навыки и умения. Умения и навыки не представляют собой какого бы то ни было набора процедур или предписаний, которые школьники должны принять как данность, не подлежащую сомнениям [17]. Конструктивное формирование общеучебных умений и навыков требует знакомства с самыми различными способами действия. Учеников следует побуждать к самостоятельным поискам способов экспериментирования, к использованию средств, которые представляются им наиболее подходящими и удачными. Не следует навязывать одного единственного способа учебной работы: важнее помочь ученику сформировать свой собственный стиль учения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того очевидного обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обуславливают способ учения. Одни учатся лучше при использовании образных или графических средств, другим доступнее словесные разъяснения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать свои предпочтения в выборе способов учебной работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Ко времени, когда ученик поступает в выпускной класс, учебные умения и навыки должны стать основой для осуществления исследовательского подхода к выбору способов мышления и метода решения проблем.

Тщательно разработанные программы по руководству, обеспечивающие овладение кругом учебных умений и навыков, а также изменения в отношении учащихся к учебной деятельности не только выполняют для некоторых детей компенсаторную функцию, но и является одним из слагаемых решения основной задачи – создания учебной атмосферы, способствующей максимальным достижениям каждого ученика.

Весьма полезным является осуществленное американскими психологами разграничение индивидуальных возможностей учащихся и особенности в их учении. Блум доказывает, что представление о врожденных внутренних качествах обучающегося в отрыве от овладения им соответствующими знаниями и умениями носит мистический и не поддающийся анализу характер. На установки и навыки, необходимые для осуществления той или иной конкретной учебной задачи, легче воздействовать на всех стадиях обучения в средней школе.

В середине 60-х годов американские педагоги Дж.Паркер и Л.Рубин отмечали, что характерной чертой разработки учебных программ является игнорирование самих процессов осуществления учебной деятельности. В последующие годы происходило известное смещение акцентов с пассивных на активные способы приобретения знаний, признание необходимости обеспечить учащимся возможность применения усвоенных сведений в новых условиях (важность переноса знаний в других обстоятельствах)[23].

Не менее важно уделить внимание и планомерному формированию общенаучных умений и навыков, составляющий выбор которых позволяет детям справиться с той или иной конкретной задачей. В работе Блума подчеркивается необходимость обеспечить учащимся обратную связь с первых же шагов выполнения новой учебной задачи, это в равной мере относится и к учебным навыкам и умениям. Поэтому учебные умения и навыки следует формировать в условиях систематической работы в специально отведенное время под руководством наставника.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>