Методика формирования умений и навыков с использованием образцов

Существуют общеучебные умения и навыки, которые следует формировать на каждом уроке:

слушание (умение воспроизводить полученные знания);

чтение (умение воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного);

оформление работы (часто этот навык упускается и в должной мере не формируется у школьников. Он связан с усвоением изучаемого материала, осуществлением результативности своей деятельности );

выполнение домашнего задания продуктивными способами (систематическое обучение этим способом необходимо, чтобы избежать возникновения у детей негативного отношения к школе);

планирование и постановка целей (этот навык является важнейшим, причем в его формировании существенную роль играет поддержка сверстников);

ответы на вопросы (эти умения требуют непрерывного внимания);

повторение и подготовка к контрольным работам (рассматривается с учетом возрастных особенностей);

ведение записей (характерная область пробелов и упущений);

самопознание и формирование мотива достижения цели;

оценка (учеников необходимо учить самооценке собственной работы).[13,23]

На уроках информатики в основном формируются следующие навыки: слушание, чтение, оформление работы, планирование и постановка целей, повторение и подготовка к контрольным работам, ведение записей, оценка.

Проверка знаний должна проводиться не вообще, а с определенной целью, что дает возможность вскрыть взаимосвязь между системой преподавания и усвоением программного материала учащимися.

Изучение качества знаний, навыков и умений учащихся по информатике может быть проведено с различной целевой направленностью:

Выяснение прочности усвоения учащимися узловых вопросов программы, изученных ими к моменту проверки в данном классе и за прошлые годы.

Выяснение степени закрепления ранее пройденного материала, повторенного материала, повторенного учителем к моменту проверки.

Выявление степени усвоения материала, недавно изученного.

Степень усвоения материала на уроке, готовность к самостоятельному выполнению домашнего задания.

Проверка качества выполнения домашнего задания, степени усвоения материала, изученного на предшествующем уроке.

Проверка объективности оценки знаний учащихся учителем, сопоставление результатов проверки знаний с текущей успеваемостью учащихся.[6,22,23]

Методика формирования умений опирается на следующие психолого-педагогические требования:

при формировании умений следует четко выделять этапы его выполнения (Детям следует весь материал структурировать, чтобы они могли его выполнить поэтапно);

выделенные этапы следует формулировать в общем виде, что позволяет решать целый класс задач;

каждый этап должен быть отработан отдельно от других с помощью специально подобранных заданий. (Каждый этап должен содержать теоретическую и практическую часть. Практическая часть отрабатывается с помощью карточек-заданий.)

при первоначальной отработке умения каждый этап следует проговаривать вслух, поскольку многие ученики не могут пропустить этап «внешней речи» при переходе от общего к частному (Некоторым ученикам, в виду их психологических особенностей, следует несколько раз проговаривать каждый этап, от этого эффективность усвоения и отработка умения будет наибольшей);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>