Методика формирования умений и навыков с использованием образцов

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно составляли алгоритм выполнения данного умения, хотя результаты выполнения умения в этом случае будут теми же, что и в случае, когда алгоритм будет дан в готовом виде. (Когда учащиеся будут составлять алгоритм выполнения умения у них будет складываться алгоритмический стиль мышления, они будут видеть последовательность выполнения этапов с целью получения конечного результата).[5,17,21]

Система упражнений, связанных с формированием умений и навыков должна включать в себя:

на этапе введения

задания на подключение образного, словесного и чувственного опыта учащихся

задания, на подключение предметного (жизненного) опыта учащихся

задания, связанные с обоснованием умений и навыков.

на этапе усвоения

задания на пошаговую отработку

обсуждение частных случаев

на этапе закрепления

обучение самоконтролю

решение задач на применение умений

составление учащимися примеров

Формирование умений и навыков включает 3 этапа:

Введение. Обычно осуществляется 2 способами: конкретно- индуктивным (ученикам дается пример и затем делаются выводы и правила) и абстрактно – дедуктивным (ученикам дается теория, на основе которой строятся примеры).

Усвоение. Усвоение преследует следующие цели: усвоить признаки, позволяющие определить, что можно пользоваться сделанными выводами, правилами, примерами, усвоить их отдельные шаги, выучить правила выполнения умения, изучить частные случаи их применения.

Закрепление. Этот этап включает различные случаи и ситуации применения выводов и правил. В процессе закрепления важно подводить итоги по обогащению и формированию умений.[17,21]

Далее рассмотрим что такое дидактические материалы, для чего они могут использоваться, требования к их разработке.

§2. Основные требования к изготовлению образцов

Для успешного усвоения курса информатики в школе необходима добровольная, заинтересованная, активная, самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи могут помочь разнообразные технические средства обучения (ТСО) и дидактические материалы. Под понятием «дидактический материал» подразумевается:

такое средство обучения, которое предъявляется учащимся в виде реальных предметов или моделей, схем, таблиц, плакатов, различного вида раздаточного материала и т.д.

существенным для дидактического материала является то, что он вводится в урок с определенной дидактической целью; конечная обучающая цель его использования в учебном процессе – формирование знаний, умений и навыков;

дидактический материал должен быть направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, побуждать их к мысли, действию. [8,11,19]

Следует отметить достоинство дидактических материалов по информатике, используемых для индивидуальной формы работы с учащимися. В этом случае они могут применяться в различных целях для: формирования знаний, умений, навыков учащихся; проверки преподавателем качества их усвоения; работы по ликвидации и предупреждению пробелов в знаниях. Дидактический материал позволяет обеспечить соответствующий объем, степень сложности и темп работы каждого ученика, что необходимо при индивидуальном подходе к учащимся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>