Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей

Во время игры «ВЫСТАВКА»

каждый из детей представляет себя фотогра­фом, у которого открылась авторская вы­ставка фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно не менее трех), на которых якобы запечатле­ны важные для автора события или чело­век. Из названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значи­мую для него и подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именно этот эпизод заинтересовал «авто­ра». В процессе этой игры каждый ребе­нок должен говорить о важных для него моментах. Важное условие при этом. — внимание «посетителей выставки», кото­рые вправе при желании задавать вопро­сы. Таким образом, ребёнок получает возможность довольно длительное время находиться в центре внимания. Для изжи­вания застенчивости у детей это просто необходимо (11, с. 30).

Еще одна игра - «ОРАТОР».

Здесь за­стенчивый ребенок также является цен­тром внимания для других детей. С це­лью усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибуну для «оратора». Игра заключает­ся в том, что в течение нескольких минут ребёнок должен выступить с рассказом-экспромтом по избранной теме. Темы могут быть следующими: «Цирк», «Се­мья».

Конечно, застенчивым детям трудно без «маски» вести себя таким нехарактер­ным для себя образом. Поэтому на пер­вых этапах работы с ними «маской» мо­жет служить образ животного, растения или образ неживой природы. Так, изоб­ражая слонов, в игре «Бабочки и слоны», дети медленно передвигаются по комнате, общаются с такими же «слона­ми», а затем, превратившись в «бабочек», они продолжают общение, но движения у них уже быстрые и легкие. Таким обра­зом, в «маске» животных дети с большей охотой взаимодействуют друг с другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть еще одна положительная сторона - характер общения может быть заданным. В связи с этим можно разрабатывать тот способ общения, которым дети не поль­зуются или пользуются редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» или прикосновениями.

В игре «ГРОЗА»каждый ребенок перево­площается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «надвигается гро­за» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» — хором кричат: «Бабах!» Игра дает возмож­ность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлага­емый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, гром­кий крик.

«Маской» могут служить и образы ска­зочных героев. Например, в игре «ВОЛШЕБНИК»

ребенок, до которого ведущий дотро­нется «волшебной палочкой», превраща­ется в сказочного героя. Ребенок изобра­жает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, и из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство ро­бости, скованности. В следующий раз сде­лать это ему будет значительно легче.

Игры, где есть телесный контакт, осо­бенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «РУКИ».

Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изуча­ет руки каждого. Затем водящему завязы­вают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они при­надлежат.

К этой группе игр относится и игра «ТРУДНЫЙ ПУТЬ»

.

Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начи­ная с первого, пробираются между стоя­щими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжа­ется. Из той же серии и народная игра «Жмурки».

Ещё одно очень действенное упражнение под названием «РЫЧИ, ЛЕВ,

РЫЧИ – ПЫХТИ, ПАРОВОЗИК, ПЫХТИ».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>