Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. В экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашаются сделать рисунки губной помадой на листе бумаги, в то время как не застенчивые дети

делают это смело и весело.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний

запрет на поступки и действия, нарицаемые взрослыми,

и это может тормозить их инициативность и активность. Нужно проанализировать учителю и родителю своё поведение, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Гибкое поведение взрослых поможет избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Не надо бояться того, что ребёнок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребёнку научиться, свободно и

раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства.

Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально

организованные игры.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы, например такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», « Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что боятся людей не надо, уговаривают выступить их перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие мало эффективно. Ребёнок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает ещё больше опасаться ситуации публичности. Гораздо более действенным приёмом борьбы со стеснительностью являются игры- фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребёнок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смодели­ровать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возмож­ностью проявить себя на публике, в от­носительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку (11, с. 29).

К сожалению, застенчивых детей до­вольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ори­ентированные на особенности застенчи­вых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.

Игра «РЕЖИССЁР»например, позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) уп­равлять другими детьми, брать ответст­венность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для по­становки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Он же распределяет роли среди сверстников. Таким образом, спектакль становится его детищем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>