Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей

Родители застенчивого ребенка должны расширять круг его знакомств, чаще приглашать к себе друзей, брать ребёнка в гости к знакомым людям. Кроме того, необходимо расши­рять маршруты прогулок

В связи с планомерным приобщением ребенка к об­ществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к посторонним, взрослым и де­тям, развиваются необходимые навыки общения, совер­шенствуется речь.

К сожалению, некоторые родители стараются изба­вить ребенка от любых контактов с чужими людьми, не подпускают к другим детям, изолируют, таким образом, от общества, а значит, не дают развиваться уме­нию жить среди людей. Часто это объясняется характе­ром, привычками, жизненным укладом старших членов семьи - родителей, бабушек и дедушек. Особенно пло­хо, когда сама мать ребенка отличается замкнутым, малообщительным характером, повышенной мнительно­стью, тревожностью. Это проявляется в постоянном бес­покойстве и страхе за ребенка, в стремлении оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуман­ных ею, все сделать за ребенка самой, предупредив лю­бые затруднения. Такое поведение матери полностью лишает ребенка самостоятельности, подчиняет его ее настроениям. Постоянное внутреннее напряжение матери, усугубляющееся нередко неровными отноше­ниями с мужем, с родителями, неустроенностью быта, выражаются в перепадах настроения, непоследователь­ности: она то ласкает и гладит ребенка, то не замечает даже настойчивых его попыток обратить на себя вни­мание. Окружая ребенка болезненно обостренным вни­манием, она передает ему свою тревогу, неуверенность, которые приобретают у него форму смутного беспокой­ства. Подобная эмоциональная атмосфера чрезвычай­но вредна для маленьких детей и может привести не только к застенчивости, но и, как уже говорилось, к бо­лее серьезным нарушениям, вплоть до невротических реакций.

Однако не следует думать, что все застенчивые дети вышли именно из таких семей. Подобная прямая за­висимость застенчивости ребенка от напряженной эмо­циональной обстановки в семье встречается только приблизительно в 30 процентах случаев. Остальные 70 процентов застенчивых детей растут в семьях с про­тивоположным типом воспитания, где к ребенку отно­сятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов. «Мы поблажек не даем, пусть наш сын вырастет настоящим человеком», - можно ус­лышать от таких родителей. «Ласкать детей — это ба­ловство! Нельзя потакать ребенку», «Сначала пусть научится слушаться, а когда вырастет, тогда будет рассуждать», — заявляют они. Бросается в глаза непо­колебимая уверенность таких родителей в своей пра­воте. Если родители с преобладающим тревожным эмо­циональным настроением всегда сомневаются в себе, опасаются ошибок и неудач (как своих, так и ребенка), то авторитарным и деятельным родителям это совер­шенно не свойственно. Руководствуясь твердо усвоен­ными нормами, которые они обыкновенно черпают из опыта собственного детства, родители стремятся, во что бы то ни стало добиться от детей «правильного» пове­дения. При этом часто бывают излишне нетерпимы и бескомпромиссны.

Такая обстановка не благоприятна для растущего в ней ребенка. Отсутствие доверительного эмоциональ­ного контакта между взрослыми членами семьи ведет к их обособленности, отсутствию взаимопонимания по вопросам, не регламентированным теми или иными нор­мами или правилами. Вследствие этого любая неожи­данность, любое непредусмотренное отклонение в при­вычном, «правильном» укладе их жизни, в частности те или иные поступки ребенка, вызывают у них резко отрицательное отношение и стремление немедленно вве­сти все в привычные рамки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>