Организационно – педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей

Невнимание или недостаточное внимание родителей к детям в его количественном и каче­ственном выражении означает утрату важнейше­го воспитательного фактора — общения. В та­ких случаях родители оказываются неспособны­ми проникнуть во внутренний мир детей, пра­вильно осознать их потребности и интересы. Ут­рата духовных контактов и духовной близости с родителями остро переживается детьми, в кон­це концов, они становятся замкнутыми, переста­ют делиться с родителями своими радостями и огорчениями. Недостаток общения и порождает эмоциональный голод. Возникшая в обстанов­ке дефицита общения скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родите­лей проникнуть в их мир - с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность (8, с. 308).

Наиболее действенной мерой по предотвращению застенчивости является последова­тельное целенаправленное формирование у малыша на­выков общения и умения действовать совместно с дру­гими, взрослыми и детьми (3, с. 46). Большая часть ответственности лежит на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка, его функция – приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений, его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности (9, с. 23).

На начальном этапе (особенно если ребенок болез­ненно реагирует на чужих людей - кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого и в особенности встречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать к себе домой чужого взрослого человека, но можно начать раз­говаривать в присутствии ребёнка с кем-то посторонним или малознакомым на прогулке.

При этом обязательно надо сначала предупредить ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Не стоит беспокоиться, что полуторагодовалый малыш не все поймет. Он почувствует ровное, спокойное состояние матери, интонацию, успокаивающие жесты - поглажи­вание, похлопывание, увидит ласковый взгляд, и тре­вожность снизится. Предупредив малыша, можно вме­сте с ним, держа его за руку, подойти к выбранному ва­ми человеку и задать ему какой-либо простой вопрос: узнать, сколько времени, как пройти на ближайшую улицу, когда открывается магазин и т. п.

Надо учитывать, что у некоторых детей существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться громкоголосых, высоких женщин, другие - пугаться незнакомых мужчин (особенно когда дома в окружении ребенка мужчин нет). Лучше всего загово­рить с какой-нибудь мамой с ребенком такого же воз­раста или моложе. В этом случае ребенок постепенно привыкает к общению не только с взрослыми, но и с детьми (3, с. 46).

Для дальнейшего развития навыков общения наи­более подходящим местом является площадка во дворе или в парке, где ребенок уже хорошо знает ее «географию» и обо­рудование. На детской площадке, как правило, собирается общество детей примерно одного возраста, часть которых приходит туда постоянно (они уже хорошо зна­комы между собой), а часть появляется время от вре­мени. Нередко приходят «новенькие» дети. Поэтому детская площадка с частично постоянным, частично меняющимся составом «посе­тителей» - оптимальное место, где можно приучить ребёнка не бояться людей, общаться с ними, разгова­ривать, вступать в простейшие игры.

На детской площадке ребенок легко переходит и к активному общению. Можно сначала с помощью мамы, кото­рая помогает ребёнку познакомиться с другими детьми, объясняет то, что сам он по неопытности не понял, пред­лагает детям какие-либо совместные игры. Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается уме­ние понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. Ребенок становится более общительным, приобретает навыки совместной деятель­ности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>