Методика обучения слепому методу машинописи

Психологические задачи – от субъекта требуется ум и воля, чтобы не поддаться соблазну идти по лёгкому пути, не спешить сразу принять кажущееся за действительное, действовать вдумчиво.

Умение решать задачи психологического типа свидетельствует о том, что обучаемый может действовать в самых различных ситуациях, а, значит, достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, и его действия обладают высокой степенью обобщённости.

Критичность – заключается в умении обучаемого не только опираться на данные ему ориентиры, но и в способности оценивать их по критерию полноты и достаточности для обеспечения правильности совершаемых действий и операций.

Благодаря отработке нового действия поэтапно – сначала на основе внешне представленных материальных ориентиров, затем, проговаривая вслух каждую осуществляемую операцию и тем контролируя её правильность, и, наконец, просто обдумывая в уме – обучаемый постепенно приобретает навык быстрого, уверенного выполнения действия (деятельности), даже без заметного для него умственного контроля. Происходит автоматизация выполнения действия, когда контроль за правильностью осуществляемых операций уходит в глубь сознания.

Для мыслительных действий высшей мерой освоения является работа с опорой не только на некоторые критерии качества действия, но и оценка критериев, даже способность к их созданию, к самостоятельной выработке соответствующих критериев качества формируемого действия.

II. Психология и методика обучения деятельности с преимущественно физическими (двигательными) действиями

Из всех имеющихся в настоящее время методик обучения деятельностям, в составе которых преобладают физические, двигательные действия, мы возьмем для рассмотрения методики обучения деятельности печатания десятипальцевым слепым методом на клавишных аппаратах и деятельность станочника по наладке современных автоматических станков под заданную программу.

Каждая из деятельностей, конечно, имеет значительный, возможно и решающий компонент мыслительных действий, но мы говорим о физических, двигательных действиях. Почему? Потому что для организации первоначального правильного научения деятельности будущего профессионала необходимо создать для него правильную и полную ориентировочную основу, обеспечивающую возможность безошибочного совершения всех действий, входящих в деятельность. Оказалось, что основной трудностью овладения деятельностью буквопечатания слепым десятипальцевым методом является трудность ориентировки пальцев относительно клавиш, а для наладчика станка-автомата такой трудностью является не чтение чертежа, не понимание программы наладки станка, а совершение правильных физических действий в нужной последовательности и в точном соответствии с технологией работы станка и требованиями задания — программой обработки предъявленной в задании детали.

Вопреки тому, что в данных деятельностях есть очень серьезные мыслительные и перцептивные действия, в методиках ускоренного обучения акцент сделан на самом трудном — формировании двигательных компонентов деятельности, и поэтому все учебно-методические средства направлены на ориентировку двигательных действий и решение двигательных задач. Грамотное письмо для машинистки или оператора ПЭВМ или правильный выбор режима работы станка для обработки детали из латуни или стали как задачи, не являющиеся для усвоения трудными, в настоящих методиках специальному рассмотрению не подвергаются, а нужные умения формируются в ходе освоения двигательных действий, являясь условиями их правильности.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>