Методика обучения слепому методу машинописи

I

. Психология и методика

Система традиционного обучения, известная со времён древнего Вавилона, имеет следующую структуру: содержание, организация, методика. Она имеет безусловные достижения, о чём свидетельствует её повсеместная распространённость в массовой практике обучения.

Однако у этой системы есть свои недостатки, из-за которых медленно растёт эффективность обучения. Традиционная методика предназначена для оптимального построения учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание при существующей организации учебных занятий было усвоено учащимися. При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний, в то время как их практическое применение происходит лишь на уровне иллюстраций, отдельных примеров.

Общественная практика стремится улучшить состояние дела, но почти все меры, предпринимаемые в этом плане, относятся к внешней

стороне обучения – к методам, приёмам и средствам преподнесения знаний, выработки некоторых навыков и умений практического использования этих знаний, но в большинстве случаев дело не доходит до изменения внутренних

(психологических) условий усвоения предмета.

Поэтому учебный процесс сейчас имеет такую структуру:

1

2

3

Сообщение знаний обучаемому

лекция, рассказ, показ

 

Заучивание и запоминание знаний обучаемым

(самостоятельная работа)

 

Конечный результат обучения – багаж знаний, осведомлённость, эрудиция (показанные на примерах)

Здесь 1 + 2 для 3, а 3 для будущей практики. Иначе говоря, объективная логика обучения требует умения применять знания на практике, но субъективно она не реализуется: обучение завершается только получением знаний.

Психологический анализ общепринятой системы обучения показывает следующие причины «потери информации».

1. При сообщении знаний преподавателем обучаемому не всё понятно (обычно мы успокаиваем: ничего, поймёте позже). Так как сообщение знаний идёт впереди практики, то этот недостаток непреодолим.

2. Трудность запоминания даже того, что было понято. Сообщаемые знания до их сопоставления с реальным объектом, отраженным в этих теоретических знаниях можно запомнить только путём зубрёжки. Но сомнительно говорить о возможности эффективного применения зазубренных знаний на практике.

3. Забывание – процесс естественный: многое из того, что понято и запомнилось, может с течением времени забываться. Даже частичное забывание ведёт к потере запомнившейся логики процессов, разрывает причины и следствия, нарушает целостность когда-то полученных знаний. Самым простым и естественным способом борьбы с забыванием является практическое применение знаний. Но, к сожалению, в сложившейся системе обучения времени на практическую отработку получаемых научных сведений отводится недостаточно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>