Формирующий эксперимент

У: О чем это стихотворение?

Д: Об искореженном ветром дереве

У: Как автор пишет об остальных деревьях леса?

Д: «Кронами встречают синеву», «Ликуя, внешней свежестью дыша»

У: Подчеркните слова и выражения, относящиеся к описанию деревца.

Д: «Оно росло не стоя», «оно ползло, униженное ветром», «бро­шенное намертво»

У: Поясните сравнение «Лесок его, как в битве, потерял».

Д: Это деревце не устояло в битве с ветром, и погибло.

У: Как в последнем абзаце автор говорит о деревце?

Д: Как о человеке: я поднял, «как друга».

У: Какое поэтическое средство использовал Прокофьев, чтобы сравнить деревце с человеком?

Д: Олицетворение (неживому приписываются свойства живо­го); «как заговорила в нем душа!»

У: Какая мысль заложена автором в стихотворении?

Д: Что у всего живого на земле есть душа и сердце. Нельзя быть черствым по отношению к окружающему

У: Стихотворение Прокофьева «Я поднял дерево» во многом аллегорично, иносказательно. Посмотрите вокруг, сколько людей нуждается в руке помощи, а порой кому-то достаточно доброго, искреннего, поддерживающего взгляда, и сразу человеку становится легче. Как много играет в жизни человека слово, взгляд, прикосновение. Знайте, что словом можно не только оскорбить, но и убить человека.

У: Ребята, чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо правильно ставить паузы, т.к. при неверной паузе нарушается смысл предложения. Сегодня мы с вами разберем как правильно поставить паузы при чтении этого стихотворения. Вы уже знаете, что после знаков препинания должна быть пауза. После запятой пауза короткая. После точки – подольше, а после многоточия – более длинная. Также пауза ставится и после тире. Но пауза возникает и там где нет знаков препинаний. Для того чтобы правильно поставить паузу, нужно хорошо знать, какой смысл вложен в ту или иную строчку.

Давайте сейчас все вместе расставим в тексте паузы. Короткую паузу обозначим ½, длинную - ½½. (Дети в учебнике карандашом расставляют паузы).

Я поднял дерево.

Я поднял дерево – ½½

Оно росло не стоя, ½½

Лесок его, ½½ как в битве, потерял. ½½

Оно½ не говорило со звездою, ½½

И соловей его½ не удивлял. ½½

Оно½½, скажу, ½½ ползло в лесу заветном, ½½

Что кронами встречает синеву, ½½

Оно ползло, ½½

Униженное ветром½½

И брошенное намертво в траву! ½½

О нем ½уже не помнила округа, ½½

Ликуя, ½½ вешней свежестью дыша…½½

Я поднял это дерево, ½½

Как друга. ½½

О, ½½ как заговорила в нем душа!

При изучении стихотворения Рубцова «Тихая моя родина», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и таким компонентам выразительности как темп чтения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какое чувство при чтении стихотворения возникло; радость, восторг, сожаление, грусть?

Д: Грусть, так как лирический герой грустит о своей родине и о детстве.

У: О чем это стихотворение?

Д: О родине, о деревне.

У: О чем мы узнали из первого четверостишия?

Д: Мать Рубцова похоронена в той деревне, куда он вернулся.

У: Все ли осталось по-прежнему, как и в детские годы поэта?Д: Нет, в тихую обитель поэта постепенно входит прогресс: нет реки, «где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.

У: Радуют ли поэта новшества?

Д: Нет. Природа испорчена человеком.

У: Прочитайте, как выглядит кладбище. О чем это говорит?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>