Формирующий эксперимент

На основе анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, а также с учетом результатов констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент. Целью эксперимента стало формирование у учащихся 4 класса умения выразительно читать лирические стихотворения.

В формирующем эксперименте принимали участие ученики 4 «В» класса СОШ №1 п. Славянка – всего 21 человек. Эксперимент проводился в марте – апреле 2004 года. Основой для обучения послужил учебник «Родная речь» В.Г. Горецкого и др.

Обобщенное содержание и последовательность экспериментального обучения представлены в таблице 3:

Таблица 3

Программа формирующего эксперимента

№ урока

Тема урока Учебные задачи

Формируемые знания и умения

1.

Ахматова А.А. «Мужество»

1. Постановка речевого дыхания.

2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности.

3. Наблюдения над связью между чувствами лирического героя и постановкой логического ударения при чтении стихотворения.  

1. Умение правильно брать дыхание.

2. Развитие поэтического слуха и навыка слушания.

3. Умение определять языковые средства.

4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте.

5. Умение правильно проанализировать текст.

2.

Пастернак Б.Л. «Осень»

1. Постановка речевого дыхания.

2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности.

3. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения.  

1. Умение правильно брать дыхание.

2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

3. Умение правильно определять эпитеты.

4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте.

5. Умение правильно использовать силу голоса.

6. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

3.

Клычков С. А. «Ранняя весна», «Весна в лесу»

1. Постановка речевого дыхания.

2. Работа над анализом произведения.

Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и изменением силы голоса при чтении стихотворения.

1. Умение правильно брать дыхание.

2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

3. Умение правильно изменять силу голоса.

4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

4.

Есенин С.А. «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые»

1. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности.

2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, изменением силы голоса и выбором правильной интонации при чтении стихотворения.  

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

4. Умение правильно выбирать нужную интонацию.

5. Умение правильно изменять силу голоса.

5.

Есенин С.А. «Я покинул родимый дом»

1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения.

Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и выбором правильной интонации при чтении стихотворения.

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

3. Умение различать поэтические средства.

4. Умение правильно выбирать нужную интонацию.

6.

Прокофьев А.А. «Закат», «Я поднял дерево»

1. Ра бота над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности.

2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения.  

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

3. Умение различать поэтические средства.

4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.

7.

Кедрин Д.Б. «Бабье лето»

1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения.

2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения.

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.

8.

Рубцов Н.М. «Тихая моя родина»

1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами.

2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильным выбором темпа чтения.  

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения.

9.

Рубцов Н.М. «Сентябрь»

1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами.

2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, правильным выбором темпа чтения, расстановкой логических ударений и пауз, выбором нужной интонации при чтении стихотворения.  

1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.

2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения.

6. Умение правильно выбирать интонацию.

7. Умение правильно делать логические паузы и ударения при чтении лирического стихотворения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>