Формирующий эксперимент

Олицетворение «пруд ворочался и пух»; представляется пруд в виде просыпающегося в берлоге медведя. Его берлога ходит ходуном, когда тот ворочается с бока на бок, разбуженный первыми ручейками)

У: Найдите строки, как автор воспринимает увиденное?

Д: «Я слу­шал, притаясь .»

У: Как вы понимаете эту строку?

Д: Т.е. автор спрятался, стараясь оставаться незамеченным, чтобы не пропустить ничего.

У: Давайте понаблюдаем с одинаковой ли силой голоса надо читать все стихотворение?

Д: Нет, сила голоса будет изменяться. В первых 8 строчках описывается шумное пробуждение природы, значит, будем читать их громко. А в последнем четверостишье лирический герой притаился и тихонько слушал, значит, будем читать стихотворение тише.

У: Значит, от чего зависит сила голоса при чтении стихотворения?

Д: От чувств, которые охватываю лирического героя.

Изучая стихотворение Есенина «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые», учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя, силой голоса и выбором нужной интонации при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

У: Какое настроение поэта вы почувствовали? Докажите.

Д: Радостное, ведь просыпается вся природа и от этого на душе становится веселее.

У: Какие поэтические средства использует поэт, чтобы создать такое настроение?

Д: Эпитеты, олицетворение.

У: Выпишите на доску эпитеты из стихотворения.

Д: (Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные (березки), шелковые (ко­сы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр) и т. д.

У: Охарактеризуйте эпитеты Есенина.

Д: Яркие, насыщенные цвета, краски.

У: На каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение.

Д: Очеловечивание природы: крапива шепчет, улыбаются березки, за­дремали звезды.

У: Как в детском мироощущении. Окружающий ребенка мир — живой, он одухотворен детским сознанием. Ведь именно в дет­ском возрасте так остро ощущается сила веры и свежесть любви. Так в поэзии Есенина просматривается искренняя, по-детски чистая лю­бовь к Родине.

У: Подумайте и докажите: рассмотренные нами произведения С. Есенина относятся к лирическим или эпическим?

Д: Это лирические стихотворения, так как в них выражены душевные переживания поэта, чувства поэта.

У: А сейчас, давайте посмотрим с одинаковой ли интонацией нужно читать это стихотворение?

Д: Нет, все стихотворение читается с повествовательной интонацией, а последнюю строку нужно прочитать более радостно.

У: Хорошо, давайте с вами посмотрим, с одинаковой ли силой голоса читается все стихотворение.

Д: В первом четверостишье говорится о самых первых признаках рассвета, когда первые лучи касаются небосклона, еще не поют птички и стоит полная тишина. Поэтому здесь мы должны понизить голос, а во втором четверостишье природа уже проснулась, поэтому читать надо немного громче.

У: А сейчас, давайте потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения, соблюдая интонацию и силу голоса, у кого лучше получится.

При чтении стихотворения Прокофьева «Закат» и «Я поднял дерево», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и правильной постановкой пауз. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какое настроение автора вы почувствовали?

Д: Печаль, сожаление, скорбь.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>