Формирующий эксперимент

(Тексты стихотворений в Приложении 3)

Разработанная программа включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

Покажем, как проводилась работа над установлением зависимости между особенностями лирического стихотворения и выбором тех или иных компонентов выразительности при чтении.

1. Например, при изучении стихотворения А. Ахматовой «Мужество» учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя и правильной постановкой логического ударения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Объясните, о каких «весах» говорит поэтесса?

Д: Весы правосудия.

У: Найдите описание русского характера.

Д: Мужественный, храбрый.

И мужество нас не покинет.

У: Ради чего совершался героизм? Подтвердите строчками из стихотворения.

Д: Ради того, чтобы русский народ не был взят в плен и жил свободно, русский язык остался чистым и свободным.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

У: Объясните смысл слова «мужество».

Д: Храбрость, присутствие духа в опасности.

У: Так что же «ныне лежит на весах»?

Д: Память и забвение.

У: Ребята, какие звуки повторяются с 5 — 7 строки и что они рисуют?

Д: Звук [р] подчеркивает твердость характера, стойкость духа русского.

У: Найдите эпитеты и слова, которые они определяют.

Д: «не страшно», «не горько», «сохраним», «русская речь», «русское слово»

У: Ребята, а сейчас нам нужно выяснить, на какое слово падает логическое ударение в каждой из строк, чтобы верно передать те чувства, которые охватывают автора.

(Разбор каждой строчки вместе с детьми. Дети карандашом ставят ударение в учебнике над нужным словом):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Изучая стихотворение Клычкова «Ранняя весна» и «Весна в лесу», учащиеся наблюдали за взаимосвязью между чувствами лирического героя и силой голоса при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какие поэт использует художественные средства, чтобы передать восприятие увиденного?

Д: (Метафора «упали грачи», «грачи будили» — скрытое сравнение. Крики грачей, суета вокруг гнезда создают впечатление, что сад как бы проснулся от зимней спячки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>