Насущные потребности физики

При выполнении практических работ аудиовизуальные пособия предъявляют задания, либо содержат указания к их вы­полнению, либо служат средством инструктажа для выполнения этих заданий и тем самым содействуют формированию у учащих­ся практических умений и навыков.

При тематическом повторении, обобщении или систематизации знаний учащихся аудиовизуальные средства позволяют воссоздать более глубокие и целостные представления по той или иной теме, разнообразить методику повторения, внести элементы новизны, дать известным фактам и явлениям новую окраску, повысить внимание и ин­терес учащихся всего класса к изученному материалу или от­вету одноклассника".

Смысл систематического применения аудиовизуальных средств состоит не толь­ко в передаче или объяснении учащимся накопленных челове­чеством знаний, но и в развитии познавательных и творче­ских способностей школьников, в привитии навыков самостоя­тельного приобретения знаний.

Дидактические возможности каждого вида аудиовизуальных средств обстоятельно и подробно указаны в том же источнике. Содержание данных возможностей не устарело и сейчас, хотя за минувшие двадцать лет мир, в котором ныне функционирует школа, существенно изменился. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо внести в этот список аудиовизуальных средств новый вид – электронные средства обучения и воспитания. Возьму на себя смелость обозначить их здесь следующим словосочетанием: видеокомпьютерные технологии.

Итак, какие же дидактические возможности они предоставляют?

Используя даже небольшую часть Microsoft Office, учитель-предметник способен сам создавать динамические наглядные пособия, в которые может вставлять готовые видеофайлы с микро- и макросъёмками, методом простейшей мультипликации показывать уча­щимся явления и процессы. Система слайдов (кадров позитивных изоб­ражений) легко охватывает учебный материал большой темы или её отдельных частей, причём отдельные слайды можно распо­ложить как последовательно, один за другим, создавая целостное представление об изучаемом, так и вразнобой, если необходимо акцентировать внимание учащихся на отдельном моменте или явлении. При демонстрации некоторые слайды можно про­пустить или очень быстро вернуться к уже просмотренным. В подобных слайд-шоу, как и в случае с транспарантами, поэтапно рас­крывается сущность явления, физического процесса, и тем самым в классе создаётся атмосфера заинтересованности и творчества. Доступны также звуковые фрагменты

- дикторский текст, музыкальные или иные записи (например, голоса птиц либо звуки, издаваемые другими животными), сопровождающие демонстрацию изображений и видео­фрагментов.

Всё вышеуказанное в той или иной мере дублирует дидактические возможности киноматериалов, диапозитивов, диафильмов, транспарантов, таблиц. Но имеет существенно больше способов организации деятельности учащихся во время урока: коллективная (с помощью диапроектора и экрана), групповая (по парам у одного монитора), индивидуальная (ученик за отдельным компьютером). А в конце обучающих материалов легко разместить задания для закрепления и контроля вновь полученных знаний. Как показывают мои наблюдения, полученное таким образом задание вызывает у учащихся больше энтузиазма.

Логика применения традиционных и аудиовизуальных средств обучения зависит не только от структуры изучаемого материала, но и от углубленности его рассмотрения. Если материал изуча­ется на электронно-ионном, квантовом или атомно-молекулярном уровне, то для раскрытия его сущности просто необходимы экран­ные пособия, которые позволяют показать в динамике не толь­ко внешнюю, но и внутреннюю структуру явления природы или технологического процесса.

Возникают и новые формы урока, например, компьютерные лекции.

Компьютерная лекция

- это тематически и логически связанная последователь­ность информационных объектов, демонстрируемая на экране монитора ученику (группе учеников) или всему классу (если имеется подключенный к компьютеру проектор). Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной устной - объяснение нового материала, но она имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>