Насущные потребности физики

А мотивы учения могут быть разнообразны: исполнение установки родителей на получение образования, стремление "быть не хуже других", получение свидетельства об окончании школы, стремление поступить затем в институт и др. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы – воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний, воспитать познавательный интерес.

Интерес

является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание, сосредоточенность. Его воздействие проявляется и в воспитании морально-волевых качеств, в развитии личности в целом.

Приход в учебный процесс ЭВМ стал стимулом новых смелых поисков.

Вспомним историю: Макаренко искал для своих воспитан­ников не просто производительный труд, не только физичес­кий труд, который бы воспитывал трудолюбие, дисциплину, коллективизм . Для таких — ближних – целей достаточно было бы выращивать урожай для колонии. Но Антон Семёно­вич ставил своей целью направить интересы и духовный по­тенциал подростка на осознание и утверждение своей жиз­ненной позиции в обществе, на выработку, как говорит сего­дняшняя педагогика, активной жизненной позиции. В начале 30-х годов завод-колония, где работал А.С. Ма­каренко, как известно, выпускал лучшие в стране фотоаппа­раты – новинку техники по тем временам. Это и выдвигало подростка на передовые рубежи развития техники, давало ему возможность почувствовать себя реальной силой развития на­учно-технического прогресса, приобщиться к производству завт­рашнего дня.

А сегодня передним краем развития научно-технического прогресса стали точки соприкосновения человеческой деятель­ности с ЭВМ. И в осуществлении развития личности, воспитания кол­лективистских начал и передовых методов организации дея­тельности у нее богатейшие возможности.

Одним из способов формирования познавательного интереса является применение на уроках технических средств обучения. Этот вопрос подробно рассмотрен в большом количестве методической литературы по всем предметам. И в "доперестроечный" период нашей страны практически все школы в той или иной мере могли позволить себе приобретение соответствующего оборудования, приборов и наглядных пособий. Сейчас же подавляющее большинство учебных учреждений испытывает материальные трудности в данном вопросе, опираясь лишь на спонсорскую помощь. Тем не менее, будем надеяться на лучшие времена и заглянем в "Основы методики преподавания физики в средней школе" под редакцией Пёрышкина А.В. и др., где подробно рассмотрены технические средства и методы, помогающие более эффективно раскрывать физические явления, принципы действия приборов и механизмов, исторические события в науке, что, несомненно, должно привести к повышению интереса учащихся к предмету. Итак:

"Экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, теле- и ра­диопередачи относятся к аудиовизуальным средствам обучения и воспитания.

Аудиовизуальные средства имеют свои дидактические и методические особен­ности. Если демонстрационные и лабораторные приборы и уста­новки обеспечивают возможность воспроизведения физических процессов, формируют навыки правильно наблюдать изучае­мые явления, сравнивать и сопоставлять увиденное, отделять главное от второстепенного, обобщать накопленные факты, то аудиовизуальные средства, хотя и в двумерном изображении, позво­ляют:

Ø за счет яркой, образной демонстрации предметно конкрети­зировать пространственные представления учащихся при изложении абстрактного материала;

Ø создать ясные представления о внешних свойствах, роде пред­мета, его структуре, строении и составных частях;

Ø фрагментарным показом киноматериалов концентрировать внимание школьников на узловых вопросах объективно сложного учебного материала;

Ø обеспечить достоверность восприятия редких или опасных явлений, фундаментальных опытов и уникальных приборов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>