Насущные потребности физики

Ø изучить механизм того или иного физического явления, про­цесса на молекулярном, атомном, ядерном или электронном уровне;

Ø объяснить устройство и принцип действия деталей и узлов машин и механизмов, приборов и установок;

Ø ознакомить с проявлениями основных физических явлений на транспорте, строительстве, связи, промышленном и сельско­хозяйственном производстве;

Ø ознакомить с направлениями научно-технического прогресса, имеющими непосредственную связь с разделами школьного курса физики ( с механизацией, теплоэнергетикой, с произ­водством и технологией обработки материалов, с электрифика­цией и радиофикацией, атомной энергетикой и оптическими при­борами);

Ø раскрыть впечатляющую картину научно-технической рево­люции в нашей стране;

Ø воссоздать историческую обстановку, соответствующую вре­мени великого научного или технического открытия.

К тому же аудиовизуальные средства через эмоциональное воздействие про­буждают интерес к изучаемому вопросу, развивают внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логи­ческое мышление учащихся.

Переход школ на кабинетную систему обучения, увеличение количества и качества технических средств обучения (аппарату­ры) создали условия для систематического применения послед­них."

К сказанному двадцать лет назад, но не теряющему актуальности и сейчас мне остаётся лишь добавить, что аудиовизуальные средства ныне пополнились ещё одним мощным техническим средством обучения – персональным компьютером!

И, тем не менее, все мы прекрасно знаем, что урок может быть насыщен самыми современными аудиовизуальными средствами, но не даёт ожи­даемого результата. Более того, результат может оказаться ни­же, чем в параллельных классах, где эти средства не применялись. В чём причины? Они очевидны – промахи и недочёты в методике использования аудиовизуальных материалов. Возможно, учитель неверно определил их дидактическую роль и место на уроке, или перегрузил урок демонстрацией (прослушиванием), или акцентировал внимание учащихся не на главных кадрах, или полностью передал свои функ­ции кино-, телевизионному «учителю». Наверно, подобные ошибки неизбежны, случались они и у меня, но ведь верно говорят: дорогу осилит идущий. Главное – вовремя сделать правильные выводы!

На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор, магнитофон или монитор компьютера, глав­ное, чтобы активно работал ученик. Поэтому необходимым и главным условием высокой эффективности урока является слово учителя. Оно повышает действенность аудиовизуальных средств, способствует осознанности восприятия и усвоения учебного материала. Именно учитель выделяет объект наблюдения, назы­вает и характеризует физическое явление, сопоставляет информацию о реальных объектах и приборах с их эк­ранными изображениями, при необходимости раскрывает смысл и содержание предъявляемого изображения.

Снова обратимся к "Основам методики преподавания физики в средней школе" под редакцией Пёрышкина А.В.:

"Дидактические функции аудиовизуальных пособий разнооб­разны. Они служат:

Ø источниками новых знаний и представлений в виде зритель­ной и зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения материала;

Ø пособиями, упражнениями для организации самостоятельной работы;

Ø средствами иллюстрации, конструирования, повторения, обоб­щения и систематизации знаний.

Дидактические функции аудиовизуальных средств обучения определяют их место на уро­ке, методы и приемы работы с ними. Например, демонстрация аудиовизуальных средств, содержащих документальную инфор­мацию, в начале урока повышает эмоциональный настрой, возбуждает интерес учащихся, создает проблемную ситуацию или предоставляет материал для выполнения самостоятельной работы. Демонстрация аудиовизуальных пособий в качестве ис­точников знаний предполагает органическое включение содер­жания пособия в рассказ или беседу учителя.

Использование аудиовизуальных пособий в качестве дополни­тельной информации с целью углубления и конкретизации знаний обогащает представления учащихся, полученные из объяснений учителя, демонстрации опытов и выполнения лабораторных ра­бот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>