Насущные потребности физики

Школьники изучают физику на протяжении пяти лет. И вот, представим себе, за­кончен последний урок физики, сданы выпускные экзамены. Како­ва дальнейшая судьба полученных учениками физических знаний? Некоторые выпускники продолжают свое физико-техническое обра­зование. Для них все, что изучалось на уроках физики, — фунда­мент для более широких и глубоких знаний. Деятель­ность других потребует лишь частичного использования знаний по физике, может быть, в первую очередь — прикладных знаний и умений. Часть выпускников выбирает такие отрасли человече­ской деятельности, в которых знания физики вообще мало ис­пользуются. Ради чего же всешкольники

, вне зависимости от своей будущей деятельности, изучали физику? Что является тем конечным итогом, ради которого они шли длинным и для многих весьма трудным путем постижения основ физики? Таким конеч­ным итогом и важнейшей целью физического образования в шко­ле является обобщенное научное представление о природе и про­цессе ее познания. Ради достижения этой цели мы и учим всех учащихся физике. Исходя из этой цели, и следует в первую очередь решать вопрос о том, каковы должны быть содержание и структура школьного курса физики, ка­кова ценность тех или иных сторон процесса преподавания фи­зики.

Не будем скрывать, что за последнее время снизился интерес учащихся IX—XI классов к физике. Беседы с учителями физики и учащимися приводят к заключению, что снижение интереса к изучению физики в IX классе является следствием следующих факторов:

* резкий переход от качественного изучения явлений и свойств тел в VII—VIII классах к чрезмерной математизации материала по механике в IX классе;

* снижение уровня наглядности в процессе изучения материала на уроках;

* однообразие демонстрационных опытов (опыты с шарами и те­лежками);

* недостаточная или неочевидная для подростков связь теории с практикой.

В числе других причин отсутствия интереса к предмету, называемых учащимися X класса, обращает на себя внимание «неуме­ние самостоятельно решать задачи».

Учащиеся XI классов указывают на «пробелы в знаниях за предыдущие годы», являющиеся серьезным пре­пятствием в усвоении нового материала и причиной возникнове­ния отрицательного отношения к предмету.

Так что же нужно сделать, чтобы изучение физики стало более интересным?

Создание устойчивого, глубокого интереса к предмету дости­гается применением системы методов, активизирующих внимание и мышление учеников, а также приёмов, вызывающих поло­жительные эмоции, помогающих понять значение знаний по пред­мету в современной жизни, ведь физика является научной основой техники. Зна­ния по физике необходимы каждому юноше и девушке для успешной работы на производстве, для активного участия в рационализаторстве и изобретательстве, в совершенствовании техники и технологии производства. Физика как учебный пред­мет определяет формирование у учащихся представлений и по­нятий о современной физической картине мира, учит логике, показывает красоту и стройность науки вообще и, в частности, при осуществлении межпредметных связей с математикой, биологией, химией, медициной, географией, историей, черчением, музыкой, изобразительным искусством …

Все это приводит к выводу о важности воспитания и разви­тия у школьников интереса к изучению физики. Для того чтобы успешно решать эту задачу, учителю нужно знать условия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решение проблемы мотивации зависит от многих факторов.

Для учеников VII и VIII классов определяющую роль в возник­новении интереса к физике играют применение на уроках на­глядности, самостоятельное выполнение опытов и личностные качества учителя. В старших классах эксперимент учителя и самостоятельные опыты учащихся в развитии интереса к предме­ту уже не играют столь важной роли. Здесь большее значение в формировании интересов играют такие факторы, как понимание (осознание) значения знаний по физике в повседневной жизни и технике. Многие старшеклассники интерес к предмету свя­зывают с выбором будущей профессии, выражая это фразой «хо­чу специализироваться по данному предмету» или «хочу сдавать экзамен по физике».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>