Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента

Группа приведенных принципов дала возможность комплексно изучить характерологические свойства матерей, определить их способность к взаимодействию со специалистами.

Организационная база исследования – ГОУ № 675 компенсирующего вида для детей с ЗПР в ЗАО г. Москвы, расположенного по адресу: ул. 26 Бакинских комиссаров, 3-2 (экспериментальная группа семей). В экспериментальном изучении принимали участие 10 семей:

– пять семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, посещающих дошкольную младшую группу коррекционной направленности (для детей с ЗПР)

– пять семей, воспитывающих нормально развивающихся дошкольников того же возраста.

Цель исследования – создание модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования в их сознании положительных установок.

Объект исследования – специфика детско-родительских отношений при задержке психического развития ребенка.

Предмет исследования – оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.

Выдвинутые гипотезы:

– детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;

– степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребёнка;

– возможна коррекция материнского отношения к детям с задержкой психического развития посредством организации индивидуальной и групповой работы, направленной на социальную поддержку и улучшение эмоционального состояния матерей, обучения их способам эффективного общения с аномальным ребёнком, вовлечение матерей в программы развития детей.

Цель определила следующие задачи исследования:

1. Изучение микросоциальных условий воспитания и развития детей с задержкой психического развития.

2. Определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с коррекционно-образовательными учреждениями.

3. Изучение родительских установок, особенности восприятия ребёнка, а также реакции матерей на поведение детей с ЗПР и нормально развивающихся детей.

4. Выявление переживаний матери, связанные с выполнением родительской роли.

5. Выработка методов дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни родительской мотивации.

6. Разработка рекомендаций коррекционной психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР.

Для изучения условий воспитания, обучения и развития детей с ЗПР был выполнен анализ социальных факторов данных семей (табл. 1), который отражал такие показатели, как образовательный уровень родителей, культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Социально-психологические характеристики исследуемых семей

Таблица 1

Группы семей

Факторы, характеризующие данную группу семей

Оценка семей  

1-я группа оптимальная  

Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье. Отсутствие вредных привычек у членов семьи. Состояние здоровья – оптимальное

3 балла

2-я группа удовлетворительная  

Один из показателей неудовлетворителен (вредные привычки, жилищные условия, взаимоотношения в семье). Состояние здоровья – удовлетворительное.

2 балла

3-я группа неудовлетворительная  

Наличие в семье двух и более неудовлетворительных показателей (низкий уровень семьи; неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки: злоупотребление алкоголем). Состояние здоровья – неудовлетворительное.

1 балл

Оценка социально-психологического статуса семьи. Из пяти исследованных семей две были отнесены к группе «оптимальная». Здесь были отмечены такие показатели: высшее и среднее образование у родителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятные взаимоотношения в семье и т.д. По состоянию здоровья у данных семей отмечены оптимальные показатели.

Одна семья соответствовала уровню «удовлетворительная». Здесь неудовлетворительными были жилищные условия, культурный уровень и особенности отношений в семье. Оценкой «неудовлетворительно» были отмечены две семьи, где чаше других выступал негативный фактор - неблагоприятный психологический климат в семье и вредные привычки у родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>