Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента

Изучение литературных источников по теме исследования позволило выбрать оптимальные методики для реализации поставленных целей и задач.

Для исследования родительского отношения к ребенку с ЗПР применялась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги и В.В.Столина, для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (Л,25), для изучения переживаний матери, связанных с выполнением родительской роли была использована методика PARI Е.Шеффера и Р.Белла (Л. 32). Надежность и достоверность результатов исследований достигалась путем применения комплекса взаимодополняющих методов и методик.

Констатирующий эксперимент проводился на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:

– наблюдения;

– структурированная беседа с родителями;

– тестирование, сбор анкетных данных; тематические опросники, социограммы;

– проективные рисуночные тесты (для родителей и их детей) и др.

1. Наблюдение:

а) за поведением ребёнка в привычной и новой обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического обследования, при этом фиксировались:

формы и средства общения с взрослыми и детьми;

поведение в привычной и незнакомой обстановке;

использование предметов/игрушек и способы владения ими;

б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педа­го­ги­ческого обследования, в процессе наблюдения отмечались:

средства и формы общения с незнакомым взрослым;

способы усвоения общественного опыта;

сформированность у ребёнка представлений о себе и т.д.;

использование предложенных в игре предметов;

уровень развития восприятия;

в) за игрой матери и ребёнка (методика разработана Г.А.Мишиной, 2001; Л. 27), что позволяло выявить:

тип сотрудничества;

эмоциональная насыщенность общения;

умение создавать ситуацию сотрудничества родителя с ребёнком;

средства общения, используемые ребёнком и родителем;

сформированность критериев в потребности общения у ребёнка и матери;

учёт возрастных интересов ребёнка;

стиль общения.

2. В ходе бесед с родителями (частично применялась методика Т.В. Нико­ла­е­вой, ИКП РАО, 2000) выяснялись:

– формы и средства общения ребёнка с близким взрослым;

– представления ребёнка об окружающих людях;

– желания ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;

– особенности поведения и эмоционально-волевой сферы;

– особенности характера ребёнка;

– проблемы в семье, связанные с воспитанием ребёнка;

– методы воспитания в семье;

– условия воспитания, созданные для ребёнка;

– желание и готовность родителей участвовать в воспитании ребёнка совместно со специалистом.

3. Анкетирование родителей позволило зафиксировать следующие сведения:

– о социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;

– об организации родителями игрового пространства для ребёнка в семье;

– об ориентировке ребёнка в квартире (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести игрушку, достать чашку, поставить стул и т.д.);

– о поведении ребёнка в различных жизненных ситуациях.

4. Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам (Л. 1). Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.

Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, резинка. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:

– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;

– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;

– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).

Анализ рисунков детей (приложение 1, рисунки «а») позволил выявить особенности внутрисемейных отношений, для сравнения приводим рисунки детей с нормальным развитием (рисунки «б»).

Рис. 1 – внутрисемейные отношения благоприятны: тесное общения (пространственная близость), адекватная и не сильно выраженная иерархичность отношений (выразительность, динамичность её членов).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>