Стимулирование учебы студентов

Справочник.Учебно-справочное издание, содержащее сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренных учебной программой, помогающее изучению и освоению предмета.

Справочник включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер.

2.5. Структура учебной книги

В настоящем параграфе рассматривается один из самых важных вопросов, который решается автором в начальный период работы над книгой. Он относится к конструированию структуры планируемой книги. От того, насколько удачно будет решен этот вопрос, определится спрос читателя на будущую книгу.

Структура – это схема расположения взаимосвязанных тем произведения с четким проявлением связей и взаимодействий между ними.

Структура характеризуется строгим, установленным автором, порядком размещения учебного материала. Она создается автором на основе материала, подготовленного для написания книги, к работе над которой автор приступает. Она позволяет упорядочить и осмыслить материал [19].

Построение структуры начинается с определения цели книги и главной темы, характеризующей цель. Остальные темы должны быть логически подчинены главной теме и размещены вокруг нее. Темы определяются рубриками и заголовками. Темы, связи и взаимодействия между темами проявляются через составляющие структуры. Составляющие в произведении накладываются друг на друга, переплетаются, сливаются, образуя единое целое. Имеются в виду следующие составляющие.

Информационная составляющая.

К ней относится та информация, которая способствует достижению цели, которая должна быть усвоена учащимися. Без этой составляющей не может быть книги.

Логическая составляющая

связывает во едино информацию, выстраивает ее в произведение. Проявляется она в анализе текста, синтезе, подведении читателя к выводам, идеям. Она делит, развертывает структуру, в результате чего появляются новые рубрики, заголовки текста.

Психологическая составляющая

обеспечивает восприятие произведения читателем. Она привлекает его внимание, поддерживает интерес, активизирует мышление. Она постоянно наталкивает думающего читателя на новые и новые вопросы, снимает его сомнения, формирует его оценку.

Эстетическая составляющая струк

туры. Эстетическая составляющая возникает в результате интуитивной оценки читателем целесообразности построения структуры. Оценивается она пропорциональностью, ритмом, соразмерностью, гармонией.

Пропорциональностьозначает соответствие объема текста его смысловой значимости. Если важные вопросы раскрываются небольшим объемом текста, то читатель либо не обратит на них внимания, либо посчитает их незначительными. Чрезмерно сжатый текст вызывает чувство неудовлетворенности от недостатка информации.

Ритмвыражается в чередовании противоречий, различий, например, в следующем предложении: “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная – Матушка Русь!”

Соразмерность

проявляется, прежде всего, в соответствии структуры требованиям памяти, в возможности обозреть и запомнить структуру сразу от начала и до конца.

Психологами показано [20], что человек способен без затруднения воспринимать 5 – 9 связей, оперировать одновременно 5 – 9 предметами. Наиболее просто воспринимается три связи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>