Начальная школа США

Вот как описывает одну из типичных альтер­нативных школ Т. С. Комарова. «Расположена она в одноэтажном здании, устроенном внутри так, что для классов и физкультурного зала выделена середина здания. Вокруг них по всему периметру здания проходит довольно широкий коридор, используемый для бега во время занятий физкультурой. Классы друг от друга отделены невысокими шкафами для книг и пособий. В клас­сах столы трапециевидной формы. Для занятий в день нашего посещения они были составлены в разных классах по-разному: в несколько го­ризонтальных рядов, по два в шестигранники, по несколько столов, образуя что-то вроде круг­лого стола. Разнообразие шкафов, расстановки столов, оформление классов создавало живую непринужденную картину, лишенную стандарта и скуки. Также были выделены зоны для отдыха учащихся, где установлены телевизор, магнито­фоны, разнообразная мебель. Дети могут собраться в этих зонах, послушать музыку, поговорить. На вопрос, не мешает ли такая обстановка занятиям, учителя ответили отрицательно».

2. Школы внутри школы.

Это альтернативные мини-школы, которые формируются как классы внутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от школ 1 типа не имеют собственного помеще­ния. Они возникают там, где небольшое число учащихся и учителей объединяются в класс, в котором используют нетрадиционные методы обу­чения. Они специализируются на определенной теме (например, экологии) или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рас­считана на целый день занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время дня дети могут посвящать обучению в тради­ционной школе или проводить дома.

3. Домашнее альтернативное воспитание.

Некоторые родители не доверяют обучение детей младшего школьного возраста школе, пред­почитая обучать их дома. Иногда эти родители объединяются, приглашают к себе домой препо­давателей из государственных школ. Учителя за­нимаются с небольшим числом детей по програм­ме, приближенной к стандартному обучению. В домашних альтернативных школах используется неформальный подход к методике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей, приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.

4. Общинные многонациональные школы.

Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовых групп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, они предлагают иные, по сравнению с государст­венными школами, программы, такие, как двуязыч­ное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (для детей вновь прибывших иммигрантов). Осознание этнических и расовых особенностей находится в центре внимания этих школ. Они, как правило, расположены в тех штатах, где особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны на идее культурного плю­рализма и на необходимости осознать различное культурное происхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.

Следует особо отметить, что между официальной и альтернативной школами существует и некий средний тип. Для него характерно восприятие методов и принципов обучения альтернативной и официальной школы, их синтез. В этих «середин­ных» типах школ учителя получают право свобод­ного выбора форм обучения. Здесь нет единого учебного плана, педагогам дана возможность ра­ботать по программам, составленным из групп обязательных и необязательных предметов, кото­рые они сочетают в различных комбинациях.

Главная особенность альтернативной начальной школы — в обеспечении условий для интеллекту­ального, личностного и социального развития сво­их учащихся. Отсюда — постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этом альтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Как известно, дети этой возрастной группы отличаются особенностями мышления. Шестилет­ним детям свойственно конкретное мышление, и им требуется осязать предметы. Они легче могут постигнуть, например, сложение и вычита­ние, если будут держать в руках предметы, которые считают, а не смотреть на цифры, написанные на доске. Поэтому ведущим компонентом нетра­диционного подхода к обучению является акцент на предметную деятельность. Для этого школы оборудованы соответствующими наглядными посо­биями, занятия часто проводятся на открытом воздухе, поощряются экскурсии. Администрация одной из школ обратилась к властям с просьбой предоставить школе автобус на время проведения урока по изучению правил дорожного движения. Ученики с помощью учительницы и водителя наглядно ознакомились и с правилами движения, и с устройством машины. Затем на уроке дети рисовали светофор, моделировали уличное движе­ние на специальном стенде, конструировали модель автобуса, обсуждали сведения, приобретенные во время экскурсии по городу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>