Начальная школа США

Значительная часть американских педагогов и родителей связывает перспективы развития началь­ной школы с распространением альтернативного образования, для которого характерен отказ от рутины и стандартизации, углубление содержатель­ного и методического многообразия, смелое внед­рение педагогических новаций, ориентированных как на самореализацию активной, творческой личности, так и на сотрудничество с другими людьми.

Бурное развитие альтернативного образования началось в США с середины 80-х годов как реакция на негативные проявления школьной реформы «за возврат к базовым дисциплинам». Таковыми яви­лись перенесенные на школу методы и средства обучения, характерные для высших областей науч­ного знания. Это проявилось в чрезмерной усложненности программ, завышенном уровне тео­ретической направленности обучения, увеличении числа уроков, контрольных работ, домашних заданий, ужесточении дисциплины. Стремление следовать в начальной школе принципам и ме­тодам, характерным для средней школы и коллед­жей, вызвало недовольство многих родителей и психологов, которые стали замечать у детей уста­лость от школы, нежелание учиться, потерю веры в свои силы.

Для преодоления этих недостатков и стали создаваться альтернативные школы, цель которых состояла в том, чтобы развивать новую, более свободную форму образования, чем та, которую дети получали в обычной школе, поощрять не­зависимость и самостоятельность детей и педаго­гов. Главная особенность альтернативных школ заключается в том, что в них используется нетрадиционная методика обучения и воспитания, в которой акцент делается на гуманные отно­шения между учителями и детьми, между самими учащимися, на развитие индивидуальных способно­стей и творческих потенций каждого ученика.

В альтернативной начальной школе, рассчитан­ной на всех детей, ученики в течение 4—6 лет полу­чают в целом одинаковое начальное образование. Помимо основных предметов, подлежащих обяза­тельному изучению, в программу этих школ вводят­ся дополнительные дисциплины, которые обычно изучаются в средней школе. Это — история, геогра­фия, иностранные языки, естественные и точные науки, элементы домашней экономики. В некото­рых альтернативных классах также осуществляет­ся первичная дифференциация обучения по интере­сам и склонностям, но эта тенденция достигает своего полного расцвета уже в альтернативной средней школе.

Хотя содержание обучения, может соотноситься с учебными дисциплинами, изучаемыми в формаль­ной системе образования, подход в альтернатив­ной школе к учебному процессу иной. В основе альтернативного образования лежит развитие по­знавательной активности ребенка и удовлетворение потребностей учащихся в получении знаний, необходимых им в повседневной жизни. Исходя из этого формулируется цель альтернативного образования — предоставить учащимся дополни­тельные возможности для самореализации в жизни, получения навыков социального общения, овладе­ния знаниями без затраты лишнего времени на заучивание ненужного материала.

Обучение в альтернативной начальной школе основывается на двух принципах: учеба для ребен­ка — это игра в творчество; учеба должна достав­лять радость открытия. Американские педагоги-альтернативисты исходят из того, что пребыва­ние в школе должно приносить ребенку удовольст­вие, новые яркие впечатления, стимулировать творческую активность. Лишь в этом случае у него появляется чувство уверенности в себе и заклады­вается положительное отношение к учебе в бу­дущем.

Для развития и совершенствования индивиду­альной одаренности каждого ребенка вводятся занятия скульптурой и лепкой, художественное вязание и плетение, интенсивный курс игры на фортепиано, сочинение коротких рассказов, инсце­нировка исторических сюжетов и пр. Учебный процесс строится преимущественно на эмпириче­ской подаче материала, знания усваиваются детьми через призму собственного опыта. Наиболее часто встречающиеся формы обучения — беседы, дискуссии, практические занятия (в том числе и вне стен школы), развивающие игры, приготовле­ние письменных домашних заданий с акцентом на индивидуальное творчество. В альтернативных школах широко используются парные и групповые формы обучения, особое внимание уделяется созда­нию доброжелательной атмосферы на уроках.

Чтобы четче понять, углубиться в суть альтернативной начальной школы нужно посмотреть на урок, как дети, учитель ведет себя на этом уроке.

Ученики приходят в класс к 8.25 и с помощью педагога планируют свой день. Учитель записывает на доске имя каждого ученика и название предмета, ко­торым ему предстоит заниматься в этот день. Второй предмет дети выбирают сами из 15 видов деятельности, обозначенных словами и рисунками. Первый урок — общий для всех. Это заполнение «ежедневного журнала», который должны вести все дети, даже те, которые еще не умеет читать и писать. Здесь учитель применяет метод посте­пенного обучения письму с учетом индивидуаль­ных особенностей темперамента, уровня развития каждого ребенка. В начале обучения дети просто рисуют картинки, а учитель записывает к ним комментарий, затем рисунки сочетаются с письмен­ным текстом, который каждый ребенок составляет с помощью учителя. Рисунки и записи ведутся на отдельных листах, а к концу года они сшиваются в специальную книжечку, которая наглядно пока­зывает путь овладения ребенком грамотным письмом.- Практика показывает, что дети очень гордятся подобным авторством и в дальнейшем стремятся к самостоятельности в любом виде деятельности. Второй урок — время индивидуальных или груп­повых занятий. Дети, сидя на ковре, за столом, на партах заняты своими делами индивидуально или вместе с товарищами. Некоторые выполняют вместе математические задания, другие рисуют, третьи занимаются с раздаточным материалом в виде таблиц, кубиков, ярких полосок и т. д. Учитель ходит по классу, дает задания, проверяет их выполнение, занимается с каждым ребенком индивидуально, объясняет все: от правильного написания и чтения слов до грамматических правил.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>