Начальная школа США

Затем в школе наступает время обеда и отдыха на свежем воздухе. Вторая половина дня проходит так же, как и первая. Учитель проверяет задания и разбирает ошибки отдельно с каждым ребенком, ободряет его и, в случае необходимости, дает домашнее задание; оценивает успехи ученика и предлагает нарисовать напротив расписания про­шедшего дня веселое или грустное личико [31, 67].

Альтернативные школы лишены строгой учебной и административной регламентации сверху, не имеют стабильных учебных планов, программ и учебников, работают без выставления общеприня­тых отметок, второгодничества и отчисления за неуспеваемость. Ученики некоторых классов, на­пример, в конце каждой недели приносят домой комплекты письменных работ по всем предметам с оценками и подписью ученика, свидетельствую­щей о его согласии с ними, а родители подпи­сывают листки успеваемости.

Отличительной чертой воспитательного процесса в начальной альтернативной школе является тесное взаимодействие учителей и родителей. Учебно-вос­питательный процесс строится на анализе повседневной жизни ребенка в семье и классе, изучении психологического климата в его окружении.

Например, проблема взаимоотношения ребенка и его семьи решается с помощью системы заданий. На первой стадии учитель ставит перед ребенком задачу определить, чем занимается дома каждый член его семьи; на второй — ребенок сам опреде­ляет для себя домашние дела в помощь близким; на третьей — оценивает успешность выполнения каждым членом семьи его обязанностей. Решая эту задачу, ребенок начинает лучше понимать распределение ролей дома, по-новому видит близ­ких ему людей, открывая тем самым новые для себя связи, постепенно начинает сам входить в разнообразные взаимоотношения в семье, пра­вильно их оценивать.

После прохождения ребенком этих трех стадий идет оценка того, чему он научился: со стороны учителя, со стороны семьи, оценка ребенком само­го себя. Одновременно воспитатели предлагают детям тесты на выбор тех коммуникативных качеств, которые необходимо развивать в процессе общения. Это тесты по трем категориям: по­слушность, независимость, взаимодействие. С их помощью определяются стили взаимодействия ре­бенка с родителями, учителями, сверстниками; выявляются те, которые имеют место на практике, и те, которые предпочитают педагоги и родители. Основываясь на всех полученных данных, учитель корректирует развитие личности ребенка, помога­ет ему сформировать отношения, убеждения и ценности, анализирует первичное поведение инди­вида, организует систему стимулирования и по­ощрения.

Педагогические коллективы альтернативных школ работают с родителями учащихся на равных для всех правах. Большинство альтерна­тивных школ — частные. Родители платят за обу­чение детей в зависимости от доходов семьи. В бюджет школы поступают также пожертвова­ния от фирм и частных лиц, часть денег зараба­тывают сами учащиеся, продавая свои поделки на ярмарках, рождественских и иных праздниках. Альтернативные школы привлекают большинство родителей к активному участию в их деятельности прежде всего благоприятной атмосферой воспита­ния, эстетической, трудовой и нравственной на­правленностью учебного процесса. Нередко роди­тели не только финансируют школу, где учатся их дети, но и принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, а иногда даже являют­ся участниками учебного процесса. На перемене или даже на уроке в некоторых школах родители помогают детям справиться с трудностями (при­чем, как правило, не своему ребенку, а его одно­классникам) .

Как и обычные, альтернативные школы в США имеют хорошую материальную базу. В каждой школе есть просторный физкультурный зал с кондиционерами, дисплейные классы, мастерские, хорошо оборудованные кухни. Классы в альтерна­тивных школах большого размера, в них есть под­ходящее место для любого вида деятельности, коллективных и индивидуальных занятий.

В США существует много типов начальных альтернативных школ. Вот некоторые из них.

1. Свободные или открытые школы.

Так в американской педагогической литературе называется большинство альтернативных школ. Термин «открытые» школы вытекает из философ­ской концепции «открытые для себя, для людей и мира, а также для опыта». Они невелики по размерам — не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей. Основным прин­ципом их деятельности является дифференциро­ванное и индивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам и родителям свободу в использовании собственного опыта. Циклы дополнительных предметов и методику обу­чения выбирают учителя и родительский комитет. Термин «свободные» означает, что любой гражда­нин может записать своего ребенка в эти школы или воспользоваться их услугами. Клиентура «сво­бодных» школ может быть как богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, помогают школе в качестве помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>