Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.

Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию компьютерно-информационной базы, в частности, ЭВМ последнего поколения, библиотечному фонду, лабора­торному оборудованию и др.

Следует подчеркнуть, что в США профессиональный средний уровень в системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему высшего образования, однако к нему можно отнести сеть 2-годичных колледжей, которая получила значительное развитие еще в 60—70-х годах.

Высшее образование США характеризуется значитель­ным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и иде­ологические функции.

Высшие учебные заведения страны выполняют учебную (обучающую), исследовательскую и социально-культурную функции. Крупнейшие университеты имеют наиболее высо­кий уровень научного потенциала. Университеты и общеоб­разовательные колледжи, находящиеся под контролем ад­министрации штатов, в большей степени приспосабливают свою научную и учебную деятельность к потребностям близ­лежащих районов. Местные колледжи и профессиональные школы ориентированы в основном на подготовку специалис­тов практического профиля; от преподавателей не требуется научно-исследовательской работы.

Значительная доля высших учебных заведений в стране относится к частному сектору. Так, в 1987 г. число частных вузов составляло около 55% всех вузов страны, в то время как в них было сосредоточено всего лишь около 22% всего студенческого контингента. Как правило, наполняемость час­тных вузов значительно меньше по сравнению с государ­ственными.

Особую группу составляют нетрадиционные учебные за­ведения, широко использующие компьютерную технику (те­леколледжи, открытые университеты и др.).

В профессиональном обучении Германиисуществует система уче­ничества на предприятиях с одновременным посещением про­фессионализированных учебных заведений в течение двух-трех лет. Действуют также профессиональные школы по­вышенного типа — школы специальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения: домоводческие, медицинские, коммерческие и др. Выпускники реальных училищ могут поступать в технические училища. Введена следующая орга­низация профессионального обучения: один день — в школе, четыре дня на предприятии. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях — инструкторы-мастера. В среднем про­фессиональном образовании наметился отход от узкой спе­циализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий — от гиганта «Мерседес-Бенц» до мелких велосипедных мастерских.

В Японии

к учреждениям высшего образования относятся университеты, а также младшие и технические коллежи. Университеты дают, прежде всего, академическое образование. Младшие и технические коллежи большое вни­мание уделяют профессиональной и практической деятель­ности. В 1995 году насчитывалось свыше 3 млн. студентов высших школ. Бум поступления в вузы не спадает уже четверть века. В 1995 году количество абитуриентов в университетах по сравнению с предшествующим годом увеличилось почти на 46%, а в технических коллежах — сответственно на 65%. Университеты традиционно делятся на несколько категорий: престижные «всеохватные университеты» со множеством факультетов, системой постуниверситетского образования; «смешанные» университеты с небольшим числом факультетов, часто без постуниверситетского образования; «моноунивер­ситеты» с одним факультетом или направлением образования; женские университеты.

В 1987 году Совет по университетскому образованию издал рекомендации по реформе высшего образования. В них определялось несколько направлений: улучшение базового университетского образования (совершенствование программ, методов обучения, большая стандартизация содержания обра­зования); совершенствование контроля за качеством обра­зования, в частности распространение системы самопроверки учебной работы в отдельных университетах и др.

Рассмотренные системы образования России, США, Германии и Японии безусловно схожи, схожи принципами обучения, схожи направлениями- это воспитание личности, развитой личности. Образование в этих странах призвано дать детям знания, умения и навыки, для дальнейшей жизни в обществе.

Заметны различия, и если мы посмотрим на Россию, то чем дальше от ее границ, тем структура среднего образования будет немного различаться.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>