Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.

В первый класс принимаются дети 6—7 лет. Экзамены проводятся при окончании школ второй и третьей ступеней. В первом и втором классах обычно нет оценок. В остальных классах система оценки знаний состоит из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовле­творительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебного года: в начальной школе — не менее 30 недель.

Обучение детей в 45 штатах США

начинается с 6 —7 лет. Во многих школах ряда штатов созданы подготовительные клас­сы для 5-летних детей. Обязательное обучение продолжает­ся, как правило, до 16 лет.

В большинстве школьных округов общая продолжитель­ность обучения в школе составляет 12 лет. При многообра­зии вариантов построения 12-летней полной школы во мно­гих сельских округах она сохраняет традиционную структу­ру 8+4 (восьмилетняя начальная школа плюс четырехлетняя средняя школа). Для крупных городов характерной является структура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение на началь­ной ступени составляет 6 лет. В настоящее время школа с шестилетним сроком обучения стала доминирующим типом начального обучения.

В последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания. Так, появи­лись структуры 4+4+4, 5+3+4 и 6+3+4, где промежуточная ступень между начальной и средней школой (младшая сред­няя школа) предусматривает четырех-, трех- и двухлетний срок обучения. Цель ее — оптимизировать переход учащих­ся от начальной к старшей ступени школы.

Наряду с государственными школами имеется ограничен­ное число частных платных школ. Они поставляют опреде­ленную долю абитуриентов в престижные университеты. В этих школах воспитываются будущие дипломаты, правитель­ственные чиновники, руководители фирм и т. д. В 1987/88 учебном году в 29 000 частных школ насчитывалось 5,24 млн. учащихся, около 9,2% всех детей обучались в началь­ных и средних школах, 57% общего числа частных школ являются католическими.

В большинстве штатов требуется, чтобы не менее пол­овины учебного времени в начальной школе было отдано чтению, письму, счету и обществоведению. Остальное время распределяется между такими учебными предметами, как естествознание, гигиена и санитария, физкультура, труд, художественные дисциплины (пение, музыка, рисование, леп­ка). В США многие педагоги и родители связывает перспективы развития начальной школы с распространением альтернативного образования, об альтернативном начальном образовании, в курсовой работе пойдет речь в следующем параграфе.

В младшей средней школе, как и на других ступенях обучения, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Однако среди всего многообразия прослеживают­ся общие черты обучения в младших средних школах.

Продолжительность учебных занятий в день — 5—6 часов (с 8.30 до 15.30) или 25 — 30 (астрономических) часов в неделю.

Обязательными предметами в промежуточной школе яв­ляются: английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобра­зительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).

В 8 классе появляются предметы по выбору (машино­пись, театр, музыка, пение и др.).

В школах Германииобучение начина­ется с шестилетнего возраста и является обязательным для всех детей. Уже в янва­ре — феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого выясняется готовность ребенка к школе. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а вра­чи и социальные психологи.

Собеседование проходит обычно в до­брожелательной, спокойной обстановке. У ребенка проверяют слух, зрение, коорди­нацию движений, предлагают простейшие задания для проверки логического мышле­ния (отобрать предметы одного цвета или формы, дорисовать картинку и др.). Особое внимание обращается на умение малыша внимательно выслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставлен­ной задачи. Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте, если ему требуется все повторять несколько раз или он с трудом идет на кон­такт с новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год в детском саду либо в специальной группе подготовки к школе. Такую рекомендацию получает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило, воспри­нимают ее конструктивно.

Немецкие начальные школы (Grund-schule) представляют собой организацион­но и административно независимые учреж­дения. Обучение в них длится 4 года. Основные учебные предметы в начальной школе — чтение, правописание, устная речь, математика, окружающий мир, спорт, музы­ка, религия, искусство с элементами ручно­го труда. В 1 и 2 классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет офи­циальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учебе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>