Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

В России

к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1 ступень - начальная школа (3-4 года); 2 ступень - основная школа (5 лет); 3 ступень - средняя школа (2 - 3 года).; специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

В США

отсутствует единая государственная система об­разования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

В систему образования США входят: дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3—5 лет; начальная школа (1—6 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6 — 11 лет; средняя школа (7 — 12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 12—17 лет; учебные заведения после среднего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Обучение в Германии

начинается с шести лет в единой начальной школе (1—4 классы), а затем продолжается в одном из трех типов школ: основная школа (5—10 клас­сы), реальное училище (5—10 или 7—10 классы), гим­назия (5—13 или 7—13 классы).

Курс школьного обучения в Японии

занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу (1—6 классы). Средняя школа состоит из двух ступеней: обязательная младшая средняя школа (7—10) и необязательная старшая средняя школа (11—12). Профессиональное начальное и среднее образование дается по преимуществу в средних общеобразовательных заведениях и отчасти в специальных школах.

Дошкольные образовательные учреждения в России

(детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования. Такую характеристику дошкольного образования можно дать не только России, но и всем другим странам, существенных отличий в принципах обучения в дошкольном возрасте в России не наблюдается. Вот пример.

Дошкольное воспитание в СШАосуществляется в до­школьных учреждениях - яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах. По мнению многих американских специалистов, наряду с созданием необходи­мых условий для получения детьми знаний, умений и навы­ков приоритетной задачей дошкольных учреждений являет­ся формирование личности. В большинстве штатов функци­онируют как государственные, так и частные дошкольные учреждения.

В других, анализируемых, странах дошкольное воспитание не имеет существенных отличий друг от друга, а вот в дальнейшем обучении, уже в школе, наблюдаются существенные различия.

Начальная школа России

(3-4 года)

призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Программа начальной школы включает чтение, письмо, счет, навыки учебной деятельности. В виде факультативов — ис­кусство, труд, спорт и пр. Обучение в основной школе явля­ется обязательным. Дети занимаются по стандартной програм­ме и программам по выбору; окончание школы дает право обучаться в школе третьей ступени. В средней полной школе программа дифференцированная: обязательная и по выбору.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>