Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.

5. Расстановка мебели «Дискуссионный клуб». Педагог выделяется позицией и имеет возможность контролировать ход занятий; учащиеся могут вести записи; возможна организация учащихся в группы (сидящих за одним столом); есть возможность использовать доску. Но, педагогу сложно распределять свое внимание между группами учащихся; затруднено осуществление контроля за работой каждой группы; необходима предварительная работа по подготовке учащихся к работе в малых группах; желательно перед началом работы по этой форме определить нормы совместной деятельности на занятии (рис. 1.9.).

Выбирать определенный вариант расположения мебели необходимо, исходя из целей занятия и предполагаемых методов работы (рис. 1.0)

Важной задачей обучения является формирование учащегося как субъекта учебной деятельности, предполагающее овладение системой учебный действий (планирование, контроль, оценка, рефлексия).

Педагог по-разному представляет программу предстоящей деятельности по предмету, курсу, уроку и т.д. : может ограничится названием темы и перечислением того. Чем будут заниматься учащиеся, а может раскрыть содержание предстоящих занятий, обозначить цели, которые он поставил перед собой и учащимися, рассказать им о предполагаемых методах и нормах работы.

Открытая позиция педагога, подробное представление программы предстоящей работы способствуют снятию напряжения в аудитории, позволяют учащимся увидеть перспективу своей деятельности, избавится от чувства неуверенности и опасения перед будущим. Для реализации овладением учащимися действия планирования, сам учитель должен предпринять определенные действия.

1. Познакомить учащихся с целями занятия. Учащиеся должны понять, что от них требуется, каков должен быть результат их деятельности. Озвучивание целей в начале занятия позволит вернуться к ним в конце занятия и проанализировать с учащимися степень их достижения (рефлексия).

2. Познакомить с целями использования планируемых методов. Это необходимо для того, чтобы у учащихся не возникало ощущения манипуляции ими. Кроме того, усваивая схему деятельности, учащиеся впоследствии перенесут алгоритм выработки определенных умений на свою самостоятельную деятельность. Педагог объясняет, что данными способами он не диагностирует уровень развития учащихся, а помогаем им лучше организовать свою деятельность, это помогает учащимся более осознанно относится к собственной деятельности.

Метод «Океан», метод «Дорога» позволяют представить учащимся программу обучения на определенный период, представить содержание темы, раздела (приложение 1). Кроме того, используя метод «Дорога» представляется возможным представить поэтапное развитие отдельного урока.

В осознании способов собственных действий реализуется дидактический принцип сознательности и активности.

Речь рассматривается как объект исследования. «Открытие» и анализ отношения и формы и значения; овладение учащимися специфическими лингвистическими действиями (изменение, сравнение и моделирование); поэтапное формирование умственных действий, необходимые условия активизации познавательной деятельности.

Постоянный интерес к занятиям поддерживался созданием на уроке непринужденной обстановки и отсутствием стреха перед неправильным ответом, что достигалось, с одной стороны, тем, что формулировка учебных заданий предполагали несколько вариантов правильных ответов, а, с другой стороны, - ученик выступал и в роли учащегося – отвечал на поставленные вопросы; и в роли учителя – задавал вопросы одноклассникам, корректируя их ответы. Построение учебных заданий в форме проблемных ситуаций способствовало формированию коммуникативных и речевых умений, действий контроля и оценки, что не только интеллектуально развивало учащихся, но и подкрепляло их мотивацию учения.

Последовательность и систематичность обучения реализовывалась, прежде всего, в конкретизации задач обучения и учете наличного уровня знаний и навыков каждого учащегося.

Учащиеся за время учебы адаптировались, привыкли к традиционным методам обучения, из года в год не меняющейся обстановке в классе, к неизменному постоянству как своей собственной деятельности, так и деятельности учителя. Им знакомы все «правила игры», «все законы» обычного учебного занятия, в котором все понятно и предсказуемо, в котором нет места неизвестности, зачастую учащиеся не могут адекватно отреагировать на изменение стандартной структуры урока. Учебное занятие проходит « в полусне», активность отдельного учащегося проявляется лишь по прямому указанию учителя. Каждый учащийся, таким образом, создал себе определенную «зону комфорта» - границы видов и способов деятельности, образцы поведенческих реакций, образ стандартного поведения в стандартных условиях.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>