Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.

2. Учитель осознает цели, задачи, средства и условия своей педагогической деятельности, соотносит ее с социальной, педагогической ситуацией, находя место себе и ребенку в составляемом им плане познания.

3. Учитель показывает ученику местоположение его знаний и демонстрирует ему ряд возможных способов из получения, а также создает условия, в которых ученик анализирует свое развитие и достигнутые результаты.

Среди психолого – педагогических факторов, которые влияют на процесс активизации познавательной деятельности, кроме взаимосубъектности, важным является учет возрастных особенностей. У учеников просыпается ощущение причинно – следственных связей, но недостаточно развито творческое мышление. Внимание учеников и их интересы психологически неустойчивые, широкие и нестабильные, что не позволяет обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала. Требуется разъяснение сути логических умений и упражнения по их использованию для превращения в навыки (приложение 13)[128, c. 56-59]

Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Познавательная потребность устойчива только у 1/3 учащихся. Поэтому активизация познавательной деятельности наиболее целесообразна на репродуктивном и преобразующем уровнях с учетом дифференциации индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. С одной стороны, существуют возрастные особенности, которые способствуют познанию: желание почувствовать себя взрослым, общая двигательная и речевая активность, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, мыслительная активность, которая способствует формированию исторического мышления, ярко выраженная эмоциональная сфера личность.

Среди этих возрастных особенностей есть такие, которые содействую познавательной работе на преобразующем уровне, например, отрицательное отношение у готовым знаниям и ответам, которые характерны для репродуктивной деятельности. Это создает психологические причины для перехода к преобразующему уровню познания. Уже в 6-ом классе проявляется неудовольствие односторонними формами учебной работы, отрицательное отношение к формам жесткого контроля, что обуславливает возможность введения разнообразных методических средств и переход к дифференцированному обучению.

Обобщая основные черты в организации познавательной деятельности школьников можно отметить следующие особенности:

1. Организация познавательной деятельности на преобразующем уровне, на котором знания и умения, полученные на репродуктивном уровне, трансформируются с целью их самостоятельного приобретения и усовершенствования на творческо-поисковом уровне.

2. Сочетание различных подходов в преподавании гуманитарных дисциплин обуславливает методологический плюрализм, а значит интеграцию возможных приемов и средств организации познавательной деятельности.

3. Особенностью организации познавательной деятельности можно считать то, что принцип научности материала, который отбирается в учебный предмет, является в большей степени регулятивной идеей, чем принципом, которого нужно неотступно придерживаться. Этот принцип более всего, по мысли автора, проявляется при определении приемов и средств познавательной деятельности, а не в реальном процессе школьного обучения.

Исследование теоретико-методологических и методических основ обучения предметам гуманитарного цикла (английский язык и история) в базовой школе позволяет сделать следующие выводы:

1. Активизация познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла может иметь своей основой организацию упорядоченных и последовательный действий учителя и учащихся с помощью совокупности соответствующих методических средств, которые создают дидактические условия, обеспечивающие, в свою очередь, процесс рационального усвоения, содержания изучаемого предмета и формирование необходимых познавательных умений.

2. Научно – методическими аспектами, которые обуславливают активизацию познавательной деятельности учащихся в условиях современной образовательной системы, можно считать следующие:

- необходимость определения новых подходов к мотивационному и стимулирующему механизмам формирования и развитию познавательных интересов учеников по линии интерес – воля – внимание – мысль – поиск, связанных с учетом жизненного опыта учеников, приданием процессу познания взаимосубъектного характера и введением в содержание обучения проблемных ситуаций;

- введение в школьную практику алгоритма обучения, который обеспечивает оптимальное соотношение между теоретическим и фактическим материалом.

- педагогическая целесообразность использования в процессе познания в качестве промежуточного между репродуктивным и творческо-поисковым преобразующего уровня, на котором предусматривается формирование общелогической культуры и исторического мышления учащихся через специальное обучение их приемам учебной работы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>