Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.

Использование метода диагностики может способствовать изменению настроения учащихся. Некоторые методы, в частности «Фигурки» (приложение 4), не только диагностирует эмоциональное состояние учащихся, но и способствует его улучшению.

Иногда плохое эмоциональное самочувствие учащихся связано с опасениями, которые они испытывают от предстоящих занятий. Для выявления ожиданий и опасений можно использовать метод «Ожидания учащихся», специально посвятив ему время. Важно постоянно возвращаться к этим данным, затрагивая такие моменты, как: соответствует ли стиль работы и содержание материала запросам учащихся; отвечает ли содержание занятий на вопросы, заданные учащимися; не способствует ли действия педагога возникновению чувства страха и недоверия.

Таким образом, активизация познавательной деятельности требует от педагога нового подхода к мотивационно – эмоциональной сфере личности учащегося, создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести психологическую атмосферу, созданную в классе; нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися; план совместной работы, заключающийся в постановке учителем целей обучения, составлении плана работы, учебных действий, которые должны быть приняты учащимися, убежденными, что данный план работы учебного действия является значимым для них лично; тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе; организация среды учебной деятельности: расположение мебели, оборудование учебной аудитории и различные материалы, которые учитель и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.

Использование в ходе проведения занятий ряда постоянных символов – образов изучаемых явлений позволяло стимулировать непроизвольное внимание учащихся и заинтересовать их внешним оформлением, в дальнейшем эффект новизны терялся, однако ученики уже освоили роли образов и их стало привлекать внутреннее содержание, внимание к выполняемым действиям становилось произвольным. Например, использование образов грамматических явлений и частей речи: Король to Be, принцы Am, Is, Are, барон to Have, Черный Рыцарь Инфинитив, Герцог Must, Герцог Should.

Многократное повторение изучаемых лингвистических терминов, каждому из которых соответствовали либо символ, либо схема (для обозначения частей речи) определило их непроизвольное запоминание, поскольку выстаивался ассоциативный ряд: предмет, явление (схема, символ) – слово. Многократное повторение терминов, понятий в процессе деятельности с ними, многократное проговаривание слов при проведении физкульт - минуток, способствовало непроизвольному их запоминанию и, одновременно, формированию произвольности в использовании и позволяло исключить, что немаловажно, механическое заучивание терминологического, понятийного аппарата изучаемых предметов.

Можно констатировать, что стимуляция как непроизвольного, так и произвольного внимания активизировала мыслительные процессы, что способствовало повышению эффективности освоения учебного материала по английскому языку, равно как и формированию произвольности психических процессов. Таким образом, принцип наглядности тесно смыкался с принципами прочности, сознательности и активности.

Использование дидактических игр в процессе реализации проекта активизации познавательной деятельности позволило включить учащихся в коллективную познавательную деятельность, вводить теоретические понятия, используя как рациональное, так и эмоциональное восприятие, опираясь на наглядно-образное и актуализируя абстрактно –логическое мышление. В воображаемой игровой ситуации первоначально создается образец нового учебного действия, происходит освоение действия моделирования. Для создания игровой ситуации используются условные персонажи, которые персонифицируют вводимые лингвистические понятия. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем или учащимися от имени этих персонажей, а возникающие в игре отношения соответствуют изучаемым лингвистическим отношениям. Принятие учащимися роли условного персонажа способствует более глубокому и полному осознанию вводимого понятии. Применение дидактических игр способствует включению школьников в систему многосторонней коммуникации, им гораздо проще общаться, указывать на ошибки, спорить, доказывать свое мнение – сказочному персонажу, нежели учителю. Использование дидактических игр, проводимых в форме сюжетно – ролевых, способствует формированию коммуникативных навыков и более успешной социализации школьников (приложение 5).

Программа обучения иностранному языку в общеобразовательной школе основана на принципах коммуникативного подхода к его изучению [178]. В качестве исходного понятия курса английского языка при таком подходе, должно выступать понятие о сообщении, внутри которого выделяется понятие о слове как значащей форме, понимание связи, которая существует между грамматической формой слова и системой передаваемой его сообщений [39, c. 238]. В разных системах отношений ( грамматика, морфология, текст) слово начинает выступать для учащихся как специфическая единица языка, обладающая свойствами целого. Единство в подходе к изучению иностранного языка и истории проявляется в том, что на начальном этапе изучения этих дисциплин, формирование активного словаря учащихся идет параллельно в своей сути. На занятиях иностранным языком учащимся необходимо усвоить основу системы лингвистических отношений в языке, а на занятиях историей – основу систему исторических отношений в истории. Система и тех и других отношений является общелогической в своей организацию. Кроме того, процесс приобретения словарного запаса иноязычного общения можно сравнить с процессом приобретения понятийного аппарата исторической науки.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>