Ритмический слух как основа музыкальности

Он указывает, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме.

По мнению Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Часто можно услышать, что музыку (в том числе и ритм) используют для нормализации душевного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях. Еще в Древнем Китае, Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора было учение об «эвритмии», под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах, жестах, в рождении и смерти.

Через нахождение этого верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого (т.е. жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии). От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно музыкальному инструменту в оркестре, отведена своя роль.

По свидетельству одного из продолжателей философа - Ямвлиха, оставившего нам трактат «О пифагорейской жизни», Пифагор «установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала» [52, с. 10].

По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим [51, с.7-8].

По мнению средневекового ученого - Кванца, выражаемый в музыке аффект, то есть сильное и определенное чувство, может быть узнана по следующим признакам: «по тональности, мажорная она или минорная; по встречающимся в музыке интервалам. Близко лежащие интервалы выражают ласку и печаль. Ноты же, отрывисто взятые, состоящие из скачков и пунктирных ритмов, выражают нечто веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные звуки - серьезное и патетическое. Указателем выражаемого чувства может служить и слово, стоящее в начале пьесы» [Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки: В 2 т. М, 1934].

В труде немецкого естествоиспытателя Г. Гелъмголъца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» берет свое начало научная музыкальная психология. Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>