Ритмический слух как основа музыкальности

Но - одновременно - ритм остается самой свободной, наиболее далекой о регламентации стороной музыкального мышления и, соответственно, музыкальной речи. Хотя и в этой сфере есть определенные закономерности [9, с.58].

Многими исследователями ритм понимается как закономерное чередование или повторение и основанная на них соразмерность. С этой точки зрения ритм в чистом виде - повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Эстетическое значение ритма объясняют его упорядочивающим действием и «экономией внимания», облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (например, при ходьбе). В музыке такое понимание ритма приводит к отождествлению его с равномерным темпом или с тактом - музыкальным метром.

Ритм - есть внутреннее выражение метра; его живое конкретное проявление мы ощущаем как внутреннюю заполненность теми или иными длительностями, ритмическими фигурами данной метрической пульсации.

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма», - говорил знаменитый швейцарский педагог ритмики Жак-Далъкроз.

Но в музыке (как и в поэзии), где роль ритма особенно велика, его чаще противопоставляют метру и связывают не с правильной повторяемостью, а с трудно объяснимым «чувством жизни», энергией и т.п . «Ритм - основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя» - считает В. В. Маяковский. Сущность ритма, по Э. Курту, - «стремление вперед, заложенное в нем движение и настойчивая сила».

В противоположность определениям ритма, основанным на соизмеримости (рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчеркивается эмоциональная и динамическая природа ритма, которая может проявляться и без метра и отсутствовать в метрически правильных формах.

В пользу динамического понимания ритма говорит само происхождение этого слова от глагола «течь», которым Гераклит выразил свое основное положение: «Все течет». Гераклита с полным правом можно назвать «философом мирового ритма» и противопоставить «философу мировой гармонии» Пифагору. Оба философа выражают свое мировоззрение, используя понятия двух основных частей античной теории музыки, но Пифагор обращается к учению об устойчивых соотношениях звуковых высот, а Гераклит - к теории становлении музыки во времени, его философия и античная ритмика могут взаимно пояснять друг друга.

Основное отличие ритма от вневременных структур - неповторимость: «нельзя дважды вступить в один и тот же поток». Вместе с тем в «мировом ритме» Гераклита чередуются «Путь вверх» и «Путь вниз», названия которых - «ано» и «като» - совпадают с терминами античной ритмики, обозначающими две части ритмической единицы (чаще называемые «арсис» и «тезис»), соотношения которых по длительности образуют Ритм или «Логос» этой единице (у Гераклита «мировой ритм» также равнозначен «мировому логосу»). Таким образом, философия Гераклита указывает путь к синтезу динамического понимания ритма с рациональным, вообще преобладающим в античности.

Эмоциональная (динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения в действительности не исключают, а дополняют друг друга. «Ритмичными» обычно признают те движения, которые вызывают своего рода резонанс, сопереживание движения, выражающееся в стремлении воспроизвести его (переживания ритма непосредственно связаны с мышечными ощущениями, а из внешних ощущений - со звуками, восприятие которых часто сопровождается внутренним воспроизведением). Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение имело бы определенную воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, с другой стороны - чтобы повторение не было механическим.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>