Ритмический слух как основа музыкальности

Таким образом, уже на ранних стадиях фольклора предпочтение отдавалось песням, производящим в большей степени ритмическое впечатление. Отсюда уже в античности возникает противопоставление ритма и мелодии («мужского» и «женского» начал), причем чистым выражением ритма признается танец {Аристотель, «Поэтика», 1), а в музыке его связывают с ударными и щипковыми инструментами.

В новое время ритмический характер приписывается маршевой и танцевальной музыке, а понятие «Ритм» чаще связывают с пульсом, чем с дыханием. Однако, одностороннее подчеркивание пульсационной периодичности приводит к механическим повторениям и подмене чередования напряжений и разрешений равномерными ударами (отсюда многовековое непонимание терминов «арсис» и «тезис», обозначающих основные ритмические моменты и попытки отождествить то тот, то другой с ударением). Ряд ударов воспринимается как ритм только благодаря различиям между ними и их группировке, простейшая форма которой - объединение в пары, в свою очередь группирующиеся попарно, и т.д ., что создает широко распространенные «квадратные» ритмы.

На пульсации основана субъективная оценка времени и, следовательно, построенная на соотношениях длительностей квантитативная (времяизмеряющая) ритмика, получившая классическое выражение в античности. Решающую роль играют эстетические требования, соразмерность здесь не стереотип, а художественный канон.

Значение танца для квантитативной ритмики обусловлено не столько моторной, сколько пластической его природой, обращенной к зрению, которое для ритмического восприятия в силу психофизиологических причин требует прерывистости движения, смены картин, длящихся определенное время.

Характерный для эпох синкретического профессионального искусства квантитативная ритмика существует, кроме античной, в музыке ряда восточных стран (индийской, арабской), в средневековой мензуральной музыке, а также в фольклоре многих народов, в которой можно предполагать влияние профессионального и личного творчества.

Тактовая ритмика XVII века - III тип ритма (после интонационного и квантитативного) -акцентный, когда поэзия и музыка отделились друг от друга.

Музыкальный ритм подобно стиховому, образуется взаимодействием смыслового (тематического) строения и метра, который в тактовой ритмике, как и в акцентных стиховых системах, играет служебную роль.

С истории тактовой ритмики XVII - начала XX вв. можно выделить три основные эпохи. Завершаемая творчеством Баха и Генделя, эпоха барокко устанавливает основные принципы новой ритмики, связанной с гомофонно-гармоническим мышлением. Начало эпохи отмечено изобретением генерал-баса, реализующего не связанную цезурами последовательность гармоний, которые в норме соответствуют метрической акцентуации, но могут и отклоняться от нее. Мелодика характеризуется свободой акцентуации (по отношению к такту) и темпа, особенно в речитативе. Непрерывность музыкальной ткани создается полифоническими средствами - несовпадением кадансов в разных голосах.

Эпоха классицизма выдвигает на первый план ритмическую энергию, что выражается в ярких ударениях, в большей ровности темпа и в увеличении роли метра. Классическому стилю свойственно разнообразие и богатое развитие ритмического рисунка, смены ритмического деления (триоли, квинтоли и т.д .).

Итак, Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. Поэтому в современных сложных произведениях композиторы используют его как средство, облегчающее восприятие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>