Методика создания и воплощения игровых программ

За разумное, дозированное исполь­зование игровых приемов, особенно и начальный период обучения, ратовал, например, К.Д. Ушинский: «Должно делать учение занимательным для ре­бенка, но в то же время должно требо­вать от детей точного исполнения и не­занимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторо­ну» (47, С.172). Игровые приемы обычно воспри­нимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре; в основу этих приемов педагог обычно кладет те привлекательные задачи и действия, которые характерны для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных этим играм эле­ментов тайны, интриги, загадки и раз­гадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвиже­ния, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоя­тельность и самодеятельность.

Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую по­зицию. Под педагогической позицией понимается необходимость поделить­ся с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтроли­ровать или исправить действия кого-либо и т.д. Школьник, которому в соот­ветствии с игровым сюжетом нужно «обучить» присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «по­мочь» учителю, который совершает преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворе­ние от того, что делится своими знани­ями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую лич­ность, приобретает потребность в по­стоянном расширении границ своих возможностей.

Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позво­ляет преодолеть у одних учеников от­ставание в темпе работы на уроке, у других - замкнутость и отчужден­ность в коллективе сверстников. Вмес­те с тем опыт показывает, что задача педагога при применении игровых приемов заключается прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной при­ем, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приемами обу­чения. Игровой прием должен не от­влекать детей от учебного содержа­ния, а, наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стре­миться к естественности его примене­ния, которая диктуется, с одной сторо­ны, логикой детской игры, а с другой - задачами, которые стремится решить педагог, применяя этот прием. Ярким примером рационального использова­ния игровых приемов в современной педагогической практике является так называемый социоигровой стиль обу­чения, активная разработка которого проводится в последние годы В.М. Букатовым и Л.П. Ершовой.

Все большее распространение в начальной школе получает и исполь­зование на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровых форм или игрового оформле­ния любого вида деятельности - учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых при­емов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимули­рования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставит­ся перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность под­чиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия - в «Математическую сказку» или «За­колдованный лес», в «Страну Право­писания», «Царство Берендея» или «Мир звуков и букв», на «Таинствен­ный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков, в значи­тельной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую де­ятельность и действенно влияют на эффективность формирования широ­ких познавательных мотивов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>