Методика создания и воплощения игровых программ

Следующим этапом конструирова­ния программы независимо от ее цент­ральных ориентиров является подбор или дизайн необходимых игр, их экспертиза и систематизация.

Основная цель экспертизы любой игры - установить ее психолого-педа­гогический ресурс и найти адекватные способы включения в работу с млад­шими школьниками, определить необ­ходимость ее модификации и дальней­шего использования для решения педагогических задач. В связи с этим процедура экспертизы любой игры носит трехступенчатый, или трехэтапный, характер.

На первом - доигровом - этапе предварительной оценке подлежит педагогический замысел, развивающие, обучающие, воспитательные, иные ресурсы и пространствен­но-временное поле игры. Комплекс­ный характер воздействия многих игр обусловливает некоторую пристраст­ность педагога при анализе ресурсов игр, находящихся в его «методической копилке»: нередко оказывается, что одна и та же игра может быть включе­на в программы, различные по своим приоритетным задачам. Так, игры, преимущественно нацеленные на формирование и совершенствование общеучебных интеллектуальных уме­ний, могут носить достаточно подвиж­ный, активный характер, а следова­тельно, их использование на школьной перемене или на прогулке будет одно­временно и достаточно действенно регулировать соотношение физичес­кой и умственной нагрузки учеников.

Каждую игру педагогу необходимо разложить на составные части (эле­менты) и понять взаимоотношения между ними, что позволяет, во-первых, вникнуть в ее задачи, содержание, ус­ловия и правила проведения, опти­мальную длительность, а во-вторых, установить определенные методиче­ские ориентиры и тактику ее проведе­ния. Следует также проанализировать возможные негативные варианты раз­вертывания (хода) игры и продумать соответствующие способы их преду­преждения и устранения. От тщатель­ности экспертизы игры на этом этапе во многом зависит, станет ли ее второй — собственно игровой — этап органичной и эффективной составляющей педаго­гического процесса, или он будет иметь лишь статус апробации той или иной игры методом «проб и ошибок» (что крайне нежелательно!).

На третьем - послеигровом - этапе проводится обобщающий анализ игры. Методическая оценка хода и резуль­татов игры проводится прежде всего с позиций решения поставленных перед ней задач. От педагога ожидает­ся продуманное, хорошо аргументиро­ванное и взвешенное решение, в кото­ром следует:

- установить степень соответствия планируемого и реального результатов игры и - при необходимости - опреде­лить причины их несоответствия;

- провести поэтапный анализ хода игры с выделением наиболее трудных или, наоборот, очень легких для детей игровых заданий, правил и др.;

- дать подробный анализ игрового состояния и поведения детей, их активности и заинтересованности ходом и результатами игры («Умно, да скучно и потому плохо» - такую оцен­ку проводимых игр приходилось слышать от А.С. Макаренко его со­трудникам);

- определить адекватность выбран­ной педагогом линии игрового пове­дения;

™ сделать заключение о перспекти­вах использования игры, т.е. о целесо­образности ее дальнейшего использо­вания, необходимости модификации и др.

В целях большей объективности при анализе игры педагог может в кор­ректной форме поинтересоваться мне­нием детей по поводу прошедшей иг­ры, а также понаблюдать (если такой результат предполагался) за тем, на­сколько охотно и часто дети использу­ют ее при организации самостоятель­ной деятельности. Излишняя поспеш­ность на этом этапе анализа игры мо­жет быть только вредна; окончатель­ное суждение должно учитывать все возможные обстоятельства и быть максимально взвешенным.

Важность именно такого - аналити­ческого и глубоко профессионального — подхода к использованию ресурсов игры бесспорна. Закономерно, что в программах разной направленности будут доминировать игры того или иного вида (например, в программах преимущественно воспитательного характера - игры творческие, в обуча­ющих - игры с правилами и т.д.). Каж­дый из видов игр будет иметь и собст­венные критерии как предваряющей, так и итоговой психолого-педагогиче­ской экспертизы, но есть и ряд общих положений, которыми следует руко­водствоваться при подборе игры независимо от того, какие задачи (адаптационные, дидактические, вос­питательные, рекреационные, коррекционно-развивающие и т.д.) и в каких пространственно-временных грани­цах (на уроке, во внеурочной или вне­школьной деятельности) ей предназ­начено решать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>