Методика создания и воплощения игровых программ

Однако единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наибо­лее оптимальной стратегией его дея­тельности является разработка и реа­лизация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы). Удачным примеров такого подхода к использованию игр до сих пор остает­ся опыт А.С. Макаренко (46). Жизнь и ра­бота в возглавляемых им колонии им. Горького и коммуне им. Дзержин­ского были насыщены игровыми эле­ментами, и не проходило недели, что­бы не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из этих игр наиболее ин­тересные, укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии сис­тематизированный комплект, гармо­нично сочетавшийся со всеми осталь­ными элементами педагогической системы. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине или в хорошей песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть ни лишнего, ни недостаю­щего. Вместе с тем он хорошо осозна­вал, что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех детских учреждений - ком­плекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, разви­ваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского кол­лектива, и перспективы дальнейшего его развития. При этом обязательным условием своевременности внесения нужных изменений является активное участие самих детей не только в прове­дении игр, но и в их создании, измене­нии, однако ведущей и руководящей силой должен оставаться педагог.

Современные условия и тенденции совершенствования организации и со­держания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятель­ность младших школьников в целях эффективного влияния на их физиче­ское, эмоциональное, интеллектуаль­ное развитие, формирование навыков учебной деятельности и т.д. Вместе с тем большинство педагогов сегодня имеют в своем распоряжении доста­точно пестрый, неупорядоченный иг­ровой арсенал и не ставят перед собой задачу конструирования целостных, Четко ориентированных и адресных игровых программ, хотя определен­ные наработки в этом направлении, безусловно, имеются. В связи с этим важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых про­грамм и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соот­ветствии с потребностями образова­тельной практики и особенностями развития своих учеников.

На технологическом уровне проек­тирование любой игровой программы начинается с тщательного определения ее задач, основой для формулировки которых служат данные педагогичес­кой диагностики. Установив централь­ную, приоритетную задачу игровой программы (например, формирование общеучебных интеллектуальных уме­ний младших школьников), следует продумать и то, какие другие - сопут­ствующие, прямо или косвенно связан­ные с приоритетной, задачи могут быть реализованы в ее рамках (например, развитие внимания, памяти и восприя­тия разной модальности, речевой и творческой активности детей и т.д.}.

Далее педагогу предстоит опреде­лить, в каких формах и в какое время может быть реализована задуманная им игровая программа, т.е. обозначить ее пространственные и временные перспективы. В нашем примере для решения задачи формирования обще­учебных интеллектуальных умений могут быть использованы резервы урока, внеурочной и внешкольной работы с учащимися, что значительно расширяет палитру игр, которые мо­гут быть включены в нее и использова­ны в длительной перспективе (в тече­ние учебного года).

Аналогично может быть задан и вектор разработки игровой программы оздоровительной/оздоровительно-коррекционной направленности. Ее центральная задача - оптимизация двигательной активности младших школьников, профилактика и коррек­ция у них недостатков в физическом развитии и здоровье — также ориенти­рована на длительную перспективу и может быть эффективно решена при правильной организации деятельности детей во время их пребывания в школе и в семье. В связи с этим педагогу необ­ходимо продумать, как именно игры и игровые упражнения могут быть встро­ены в разные формы работы с учащи­мися. Взвешенный и объективный ана­лиз возможностей, которые находятся в распоряжении педагога, позволит из весьма широкого спектра форм - гим­настика до начала учебного дня, физ­культурные паузы на уроке, уроки физической культуры, перемены и динамические часы, прогулки в группе продленного дня и т.д. ~ выбрать наибо­лее адекватные реальным условиям жизнедеятельности учеников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>