Педагогические взгляды Л.С.Ауэра

Но из этого совсем не следует, что Ауэр полагал, будто овладение техникой игры может произойти "само собой". Этому служит доказательство: методические работы воспитанников Ауэра, написанные, по их словам, "на основе его уроков". Это книга И.Лесмана "Скрипичная техника и ее развитие в школе профессора Л.С.Ауэра", книга В.Вальтера "Как учиться игре на скрипке". Еще один воспитанник Ауэра П.Долгов, Учившийся у него с 1910 по 1911 год, пишет об этом: "При изучении технических приемов Леопольд Ауэр учитывал индивидуальность ученика, принимал во внимание особенности природного механизма его рук. Он считал нормальными такие приемы, при которых наиболее естественно и свободно достигаются наилучшие результаты". Таким образом мы видим, что развитию технической стороны Ауэр уделял далеко не последнее место _Но оно ни в коем случае не становилось изолированным процессом, оторванным от живой музыки.

Важнейшим элементом педагогики Ауэра был психологический фактор. По этому поводу он писал: "Еще никогда не придавали достаточного значения психологической работе, мозговой активности, контролирующих работу пальцев. Между тем, если данное лицо не способно к тяжелому умственному труду и длительной сосредоточенности, то сложный путь к овладению столь трудным инструментом, как скрипка, является простой потерей времени".

Не менее важное значение придавал Ауэр и способностям, необходимым для "достижения задуманного дела", то есть посвящению себя игре на каком-нибудь струнном инструменте. Из совершенно необходимых качеств на первом месте, по мнению Ауэра, стоит "изощренный слух "Тот, кто не обладает им, напрасно тратит время, сосредоточивая все свои помыслы на музыкальной карьере"([1], с. 31). Так же Ауэр считал, что музыкальный слух поддается усовершенствованию, но для этого все же необходимы какие-то зачатки этого качества. Но даже при этом ученик должен постоянно контролировать свою работу и быстро продвигаться, благодаря полному вниманию к даваемым советам. Наряду с этим не менее нужным качеством является чувство ритма_ "Чем богаче наградила природа молодого музыканта тонким чувством слуха и четким ритмом, тем больше он имеет шансов для достижения намеченной цели"([1], с. 32). Третьим, одним из важных качеств является физическое строение руки, кисти, мышц, а также пальцевая эластичность и сила. По мнению Ауэра, встречаются руки, отказывающиеся подчиняться техническим требованиям. Определенное физическое строение руки, кисти и мышц является важным фактором при овладении инструментом. Но пальцевой эластичности можно добиться и не имея идеального строения кисти и пальцев. Возьмем, к примеру, Д.Ф.Ойстраха: у него не особенно тонкие пальцы, но он при этом превосходно интонирует даже в самых верхних позициях, где и с тонкими пальцами неудобно играть. А насчет силы в пальцах, вот что он сам пишет: "Что касается меня, то мои руки настолько слабы и строение их столь неблагоприятно, что если я не играю на скрипке в течение нескольких дней подряд и затем берусь за инструмент, мне кажется, что я потерял способность играть"([1], с. 46). Несмотря на это, Ауэр был замечательным скрипачом; то, что у него слабые руки, совсем не мешало ему превосходно играть и поражать слушателей своим серебристым тоном.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>