Педагогические взгляды Л.С.Ауэра

B основе педагогики Ауэра лежало высокое эстетическое понимания задач и целей артистической деятельности скрипача. Настоящий скрипач-художник, по утверждению Ауэра, "Способен властвовать над огромнейшей аудиторией с величайшей магической силой . подобно всем другим художникам, деятельность которых обращена к массе"([1], с. 92).

В своем понимании выразительных возможностей скрипичной игры он исходил из реалистических традиций русской музыкальной культуры, с ее подходом к скрипке, как к эмоционально-выразительному инструменту. "Заставить скрипку говорить", - говорил Ауэр. Этим он показывал, что скрипка выше всех инструментов, так как она ближе всех подходит к человеческому голосу. В этом заключалось принципиальное отличие от подхода к скрипке, культивировавшегося в зарубежных школах. Здесь господствовала тенденция к чисто инструментальной трактовке скрипичного звука с характерным для нее подражанием различным музыкальным тембрам

Ауэр принадлежал к типу тех педагогов, которые в процессе обучения техническую сторону подчиняли художественным целям. Естественно, что при таком подходе к технике скрипача в центре классной работы Ауэра всегда находилась музыка. У него всегда выработка разных технических приемов игры никогда не отрывалась от конкретного живого музыкального содержания. Будучи большим артистом, Ауэр знал, а главное понимал, что не пальцы делают музыку. Он полностью разделял мнение А.Рубинштейна: "Игра на инструменте - движение пальцев, исполнение - движение души".

В педагогике XIX века делается упор на механизацию, вырабатывается новая методика преподавания на основе этого. Преподавание сосредоточивается главным образом на различных способах развития пальцев. В связи с этим широко распространяется специальная инструктивная литература. Из-за этого складывается новое понимание виртуозности, так как работа над техникой и работа над музыкой стали пониматься как легко разъединяемые процессы. Качество исполнения начинает рассматриваться не с точки зрения выявления индивидуальности артиста, а с точки зрения суммы определенных приемов и спортивных достижений.

Ауэр отрицательно относился к подобному пониманию исполнительского мастерства и понимал, что техника и мастерство в искусстве не синонимы. "Основой исполнительского мастерства является идейное содержание. Техника, вытекающая из идеи, требующей своего выражения, составляет сущность исполнительского мастерства"([1], с. 15). Ауэр считал, что чрезмерная вера в универсальную силу техники вытесняет в сознании скрипача главное - выявление на инструменте высокого дара музыкальной речи. Скрипач должен проникнуть в дух произведения. "Общение между духом музыки и исполнителем должно быть непосредственным: оно не должно осложняться попыткой исполнителя выразить музыку с помощью ряда чужих приемов"([1], с. 100). Понимание Ауэром техники скрипача перекликается со словами И.Крамского: " .великие техники меньше всего об этом думали, что муку их составляло вечное желание только передать ту сумму впечатлений, которая у каждого была своя, особенная. И когда это удавалось, когда на полотне добивались сходства с тем, что они видели умственным взглядом, техника выходила сама собой"(цит. По: М.Курбатов, "Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано").

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>