Педагогические взгляды Л.С.Ауэра

"Концертная деятельность Ауэра - скрипача-солиста, камерного исполнителя и дирижера - оставила глубокий след в истории музыкальной культуры России. Но как бы ни были велики заслуги Ауэра-исполнителя, главное значение его- в области музыкальной педагогики"([1], с. 8). Ауэр принадлежит, наряду с К.Ю.Давыдовым и братьями Рубинштейн, к виднейшим представителям русской музыкальной педагогики в области инструментального исполнительства. Сочетая с лучшими достижениями мирового искусства, Ауэр развил национальные традиции русской скрипичной культуры. Он расширил творческие и виртуозные возможности скрипичного исполнительства; созданное Ауэром утвердило мировое значение русской скрипичной школы.

Школа Ауэра сложилась не сразу. За первые 30 лет им были выпущены исполнители, занявшие видное место в русском музыкальном мире. Но они не получили широкой международной известности. Это А.Краснокутский, бывший многие годы первым ассистентом класса Ауэра в консерватории; в 1879 году он стал старшим преподавателем, а с 1888 года- профессором. Это Ф.Григорович, концертирующий скрипач, некоторое время играл в Русском квартете. Наибольшую известность получил С.Коргуев, один из крупнейших после Ауэра профессоров Петербургской консерватории; Э.Крюгер и В.Вальтер - многолетние концертмейстеры Мариинского театра; И.Набалдян - ассистент Ауэра. Это он подготавливал Ауэру таких учеников, как Эльман, Цимбалист, Хейфец и др.

В начале 1900-х годов Ауэр выпустил артистов мирового класса во главе с М.Эльманом, Е.Цимбалистом, Я.Хейфецем, М.Полякиным, Цецилией Ганзен. Ауэр коренным образом пересмотрел свои педагогические методы. Он объединил все лучшее, что могла дать тогда зарубежная и русская педагогика. А главное, он основывался на индивидуальном подходе к ученику: "Я никогда не стремился формировать моих учеников согласно своим собственным узким эстетическим воззрениям, но только учил их широким, общим принципам вкуса, на основе которых мог бы развиваться их индивидуальный стиль"([1], с. 13).

Педагогика Ауэра складывалась под воздействием той обстановки, в которой ему пришлось работать в России- общение с выдающимися русскими музыкантами, композиторами, исполнителями, критиками, вследствие чего формировалась эстетика Ауэра, его художественное мировоззрение.

Большой интерес вызывают оценки и характеристики Ауэра, даваемые им ученикам. На экзаменационных листках против той или иной фамилии ученика Ауэр записывал иногда словесную характеристику. Пометки его большей части очень скупы, всего в несколько слов. Некоторые не имеют существенного значения, другие же, наоборот, привлекают меткостью суждений и даже позволяют уяснить кое-что во взглядах Ауэра на ряд важных моментов в педагогике. (Все последующие данные заимствованы из «Книг председателя», из архива Петербургской консерватории.) В отзывах Ауэра прежде всего бросается в глаза то, насколько большое значение придавал он прилежанию, старательности, труду. Сам великий труженик, он и в учениках чрезвычайно ценил трудолюбие. Труд он считал необходимым качеством для достижения настоящего успеха, без которого никакое дарование, по его мнению, не может развиваться. Обязательно Ауэр фиксирует как протекала работа в классе, много ли работал, аккуратно ли посещал класс ученик : о М.Пиастро - «Выдающийся талант и очень хорошо работает». Наоборот, когда Ауэр не видит настоящей работы и ученик перестает посещать класс, он отказывается от такого ученика, требуя его исключения из класса: «Небрежна и халатное отношение к занятиям. Отказываюсь!» - пишет он об С.Макстман. Чрезвычайно большое значение придавал Ауэр возрасту учеников. Возраст, превышающий 20 лет, кажется ему слишком солидным для того, чтобы можно было рассчитывать на большую артистическую карьеру ученика. Характеристики Ауэра свидетельствуют со всей очевидностью о том, какое большое внимание уделял он здоровью ученика. Подобно Шпору и Иоахиму, Ауэр считал, что труд музыканта-исполнителя требует физического здоровья, выносливости и крепких нервов. Он пишет о М.Лившице: «Одаренный, но болезненная натура во всех отношениях». Так постепенно из этих встает образ Ауэра-педагога, необыкновенно чутко, разносторонне и придирчиво оценивавшего своих учеников, их способности, физическое и интеллектуальное развитие, нервно-психическое состояние.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>