Проблема манипуляции в педагогической деятельности

Вам нет необходимости соглашаться с этим. Один очень хороший способ подстроиться за­ключается в том, чтобы исключить слово "но" из своего словаря. Замените его союзом "и". "Но" может быть деструктивным словом, оно подразумевает, что вы слышите то, что вам го­ворят . но . имеете ряд возражений, которые не принимают это в расчет. "И" безобидно. Оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано. Слова несут в себе огромную силу.

Носители одной культуры, скорее всего, будут иметь общие ценности и общий взгляд на мир. Общие интересы, работа, друзья, увлечения, симпатии и антипатии, политические убе­ждения будут создавать некоторый раппорт. Мы естественно ладим с теми людьми, которые разделяют наши ценности и убеждения. Присоединение и ведение - это основная идея НЛП. Она включает в себя раппорт и уважение к модели мира другого человека[26].

Различные варианты "присоединения к .", по материалам из интернета, больше распро­странены в обыденном словоупотреблении: "присоединиться к намерению", "разделить ин­тересы, заботы", "согласиться на участие", "присоединиться к работе". Построены они на предположении, что у другого имеется ожидание "будь со мной, делан то же, что и я, делай как я". Как за допущением, так и за ожиданием просматривается все та же потребность в объединении, в общении. В данном случае - общение по поводу какого-либо предмета со­вместной деятельности [25].

Однако присоединение может происходить и по-другому, считает В. П. Шейнов: сначала актуализируется одна из общностей, к которым принадлежит адресат, а уже к ней произво­дится приобщение. Этими приемами пользуются не только манипуляторы. Чаще всего при­соединение не организуется, а происходит спонтанно, что свидетельствует об эффективности создаваемой общности, о позитивном отношении партнеров друг к другу. Какие приемы при этом используются, стороны чаще всего и не подозревают. Нередко люди все же осознают, что они "подстраиваются" к другому, "ищут подход", но даже в этих случаях сами по себе приемы далеко не всегда являются манипулятивными. Присоединение или подстройка необ­ходимы как важнейшая составляющая процесса общения, без которой было бы невозможным сколь-нибудь длительное время поддерживать отношения, или вспомогательного средства, а как основной прием [22].

Межличностное пространство.

С момента установления контакта, пишет Бодалев А. А., между общающимися сторонами складывается психологическое (межличностное) пространство взаимодействия. Как и физи­ческое пространство, оно имеет свою топику и свои измерения. Каждое событие, происхо­дящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется, специфическим образом организуется, а его развитие куда-то направляется — событие совершается взаимными усилия­ми партнеров по общению. Для описания, как статических состояний психологического про­странства взаимодействия, так и происходящих в нем изменений могут быть использованы следующие понятия: территория, дистанция, пристройка, инициатива, вектор, темп н паузы. С помощью этих понятий мы сможем подвергнуть анализу и действия манипулятора, понять, каким образом ему удается влиять на события в соответствии со своими замыслами.

Территория - часть межличностного пространства, которую тот или иной партнер считает своей. В соответствии с онтологическими пластами психики человека, с которыми устанав­ливается контакт, можно обнаружить специфический для них вид психологической террито­рии. На кинестетическом уровне такой оказывается физическая территория. На эмоциональ­ном – право "собственности" на настроение, на реакцию - они мои. На операциональном – “моя” работа, индивидуальный способ ее выполнения, свой стиль деятельности. На предмет­ном – моя мысль, мой род занятий. На личностном – то, что важно для меня

В результате присоединения, как уже было показано, однотипные психические пласты объ­единяются в общие поля, на каждом из которых определяются "свои территории" и "ничей­ные" зоны. Всякое психологическое, воздействие с неизбежностью означает вступление на чужую психологическую территорию. Разница в том, что это вступление может быть резуль­татом приглашения, насильственного вторжения или тайного проникновения. Для манипулятивного воздействия более характерно последнее.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>