Проблема манипуляции в педагогической деятельности

3. Приведение в определенное психическое состояние: дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, сосредоточенность, подавленность, растерянность, нерешительность, эйфория и др.

Таким образом, при подборе мишеней воздействия манипулятор стремится найти такие структуры, «нажав» на которые можно получить уже запланированный результат. Если, по его мнению, в готовом виде таких мишеней нет, то в ряде случаев они специально изготовляются – заблаговременно или ситуативно[12].

Установление контакта.

Всякое межличностное взаимодействие, по материалам из интернета, предполагает вступ­ление общающихся сторон в контакт. Общее понятие контакта фиксирует лишь факт вступ­ления в соприкосновение партнеров по общению

Телесный контакт в разных своих проявлениях варьирует от легкого прикосновения и по­глаживания до бурных объятий и поцелуев (но и от уколов до ударов тоже). Контакт как те­лесное прикасание трудно не заметить, можно лишь демонстративно игнорировать (отчего сам контакт не исчезает). Иные виды сенсорного контакта — зрительный и слуховой — ха­рактеризуются тем, что управлять ими несколько легче, регулируя установление контакта, заметить или «не заметить», обратить внимание или нет и т. п. Особая роль принадлежит контакту глаз.

Эмоциональный контакт заключается в сопереживании, восприятии эмоций партнера как существенных элементов ситуации, вхождение в эмоциональный резонанс с партнером по общению.

Знаковые формы контакта надстраиваются над сенсорными, но, по сути, не сводятся к ним. Операциональный контакт предполагает понимание смысла выполняемой другим человеком работы, значения используемых при этом средств, подачу эффективной обратной связи ему об этом.

Предметный контакт - можно услышать обращение, но понять или истолковать его невер­но: и сенсорный, и знаковый контакт состоялся, но предметный — нет. Указание, вложенное в слова (речевой жест) или действия, отсыпает к мысли, теме, понятию, интересам.

Личностный уровень контакта - понимание индивидуальных смыслов, вложенного в них отношения человека к теме, мысли, поступку и пр.

Духовный контакт состоит в объединении на основе высоких смыслов и ценностей.

Данные уровни адресуются к различным пластам психики человека, заранее предполагая их существование. В самом контакте эти пласты актуализируются и объединяются с такими же у другого партнера, образуя совместное контактное поле. Только через такое объединение эти пласты становятся доступными для воздействия.

Особый вид контакта представляет присоединение - такой контакт, который имеет тенден­цию сам себя поддерживать в силу положительного эмоционального, мотивационного или смыслового отношения к нему. Термин «присоединение» употребляется в двух лингвистиче­ских формах, почти терминологически строгое "присоединение по ." и изменчиво-неопределенное "присоединение к ." Первое больше отражает указание на средство, с по­мощью которого производится то самое "присоединение к .", а второе - на нечто важное для адресата, соединившись с которым, мы объединяемся с адресатом в одно общее "мы".

"Присоединение по ." преимущественно используется в парадигме NLP[25].

В НЛП, пишет В. П. Шейнов, присоединение - это изменение собственного поведения с тем, чтобы другой человек последовал за вами. Сохранять свое собственное поведение не­изменным и ждать, когда другие люди присоединятся и поймут вас, - это один выбор. Ино­гда он приносит неплохие результаты, иногда нет. Сохраняя свое собственное поведение по­стоянным, вы будете получать самые разнообразные результаты, но не все они будут при­влекательными. Если вы готовы изменять свое поведение в соответствии с планируемым ва­ми результатом, вы близки к тому, чтобы стать более успешным. Мы присоединяемся посто­янно, чтобы подстроиться под различные общественные ситуации, чтобы успокоить других и самим чувствовать себя спокойно. Мы присоединяемся к другим культурам, уважая чужие традиции[22].

С другой стороны, из статьи опубликованной в интернете, присоединение – это общее умение устанавливать раппорт (раппорт - процесс построения и поддержания отношений взаим­ного доверия и понимания между' двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других людей), которое мы применяем при обсуждении общих интересов, друзей, работы и хобби. Мы присоединяемся к эмоциям. Когда любимый печатан, мы используем сочувствен­ный тон голоса и манеры, а не кричим бодро: "Не унывай!". Это может ухудшить его на­строение. Вы хотели как лучше, т.е. у вас были положительные намерения, но это не срабо­тало. Более удачный вариант заключался бы в том, чтобы сначала отразить, подстроиться к позе и использовать мягкий тон голоса, который соответствует тому, что он чувствует. А за­тем постепенно изменять и переходить к более позитивной и ресурсной позиции. Если мост построен, другой человек последует за вами. Он будет неосознанно воспринимать, что вы уважаете его состояние, и захочет следовать за вами, если это тот путь, по которому он хочет идти. Такого рода эмоциональное присоединение и ведение является мощным инструментом в консультировании и терапии. Вы устанавливаете раппорт, принимая во внимание то, что люди говорят.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>