Система эвристических методов и приемов на уроках математики.

Формы и методы эвристического обучения направлены на развитие эвристических качеств личности учащихся и имеют в своей основе соответствующие типы заданий. Наиболее полно они описаны у Хуторского А.В.[22] Ниже приведены примеры заданий и приемов, применение которых обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся.

Задания когнитивного типа:

- решить реальную проблему, которая существует в науке: доказать математическую закономерность, лемму, теорему; объяснить графическую форму цифр их взаимосвязь и последовательность;

- исследование объекта (число, уравнение, задача); установить его происхождение, смысл. Строение, признаки, функции, связи. Применение разных научных подходов к исследованию одного итого же объекта;

- проведение математического опыта, эксперимента;

- исследование исторических фактов (например, создание десятеричной системы счисления);

- вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков, к примеру, чисел, форм.

Задания креативного типа:

- предложить ученикам иными способами выполнить задачу или придумать обозначение числа, понятия; дать определение изучаемому объекту, явлению; сформулировать математическую закономерность и т.д.

- сочинить задачу или математическое задание в занимательной, игровой форме, (математическую сказку, математический кроссворд, викторину, составить сборник своих задач);

- изготовить модель, математическую фигуру или другую математическую поделку;

- провести урок в роли учителя. Разработать учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач.

Задания оргдеятельностного типа:

- разработать цели собственных занятий по математике на день, на четверть, на год; разработать план домашней, классной или творческой работы по математике;

- составить и провести викторину или урок по математике для младших классов.

Для определения основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. проанализировал основные виды эвристической образовательной деятельности: [29;195-210].

Когнитивные

Креативные

Оргдеятельностные

 

Методы наук

Интуитивные методы

Методы учеников

1

Методы учебных предметов

Алгоритмические методы

Методы учителя

2

Метапредметные методы

Эвристики

Административные методы

3

К когнитивным методам

относятся:

1) методы наук: методы исследований, методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации, метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения (его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений), метод эвристического исследования;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>