Начальная школа Германии.

В школах Германии обучение начина­ется с шестилетнего возраста и является обязательным для всех детей. Уже в янва­ре — феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого выясняется готовность ребенка к школе. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а вра­чи и социальные психологи.

Собеседование проходит обычно в до­брожелательной, спокойной обстановке. У ребенка проверяют слух, зрение, коорди­нацию движений, предлагают простейшие задания для проверки логического мышле­ния (отобрать предметы одного цвета или формы, дорисовать картинку и др.). Особое внимание обращается на умение малыша внимательно выслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставлен­ной задачи. Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте, если ему требуется все повторять несколько раз или он с трудом идет на кон­такт с новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год в детском саду либо в специальной группе подготовки к школе. Такую рекомендацию получает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило, воспри­нимают ее конструктивно.

Количество учеников в Германии в одном классе колеблется от 16 до 32 детей.

Немецкие начальные школы (Grundschule) представляют собой организацион­но и административно независимые учреж­дения. Обучение в них длится 4 года. В Берлине срок обучения составляет 6 лет. В начальной школе дети должны получить основу для дальнейшей учебы. Учителя должны учитывать различную скорость с которой дети осваивают учебную программу и их жизненную ситуацию. В начальной школе дети учатся читать, писать и считать. Кроме того, учителя знакомят их на специальных занятиях (Sachkunde) с основами предметов, которые они будут изучать в будущем – социальные науки, история, география, биология, физика, химия. На уроках музыки, художественного воспитания, труда и рукоделия школьники могут испытать свои творческие способности. В учебную программу начальной школы также входит физкультура. Программа обучения в начальной школе дополняется экскурсиями в музеи или зоопарки. С отстающими детьми проводит дополнительные занятия.

Следует отметить, что учитель не обязан преподавать дисциплины по строго определенному часовому графику – он может переходить от одной темы к другой, если он чувствует, что дети устали. В течение первых лет учебы количество уроков составляет около 20 часов, в дальнейшем около 30 часов в неделю. Ученики обязаны посещать все занятия. С детьми работает классный руководитель, который ведет все занятия. Ученикам надо настроиться только на одного человека, что должно способствовать их вживанию в школу. Классный руководитель не только учитель, но и воспитатель. С 3-го класса начинаются занятия с другими учителями, которые готовят детей к переходу в другую школу.

ВI и II классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет офи­циальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учебе.

С III класса успеваемость оценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки «1» и «2» («очень хорошо» и «хорошо»), далее «3» — «удовлетворительно», «4» - «доста­точно»; оценки «5» и «6» считаются неудо­влетворительными. Табели с оценками вы­даются ученикам в январе и перед летними каникулами. Учащиеся, не успевающие по одному или нескольким предметам, могут быть в течение года переведены в младший класс; ежегодно таких учеников бывает 1—3 на класс.

В настоящее время эксперты начального образования много спорят о том, каким образом можно научить детей разумному обращению с медиасредствами. Многие педагоги озабочены тем, что малыши проводят много времени перед телевизором или за компьютерными играми. В некоторых федеральных землях медиа - воспитание уже превратилось в составную часть занятий. Следует отметить, что особенностью германской начальной школы является медиа – воспитание, которое только вводится в нашу начальную школу в связи с повсеместной компьютеризацией.

Иностранные языки, которые раньше преподавались только в школах более высоких разрядов, ныне в возрастающей мере предлагаются в начальной. В 1998 г. в германских начальных школах, которых насчитывается 17892, обучалось 3.691348 учащихся [16, 19].

По окончании начальной школы учащи­еся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекоменда­цией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии (для самых успешных учащихся, с оценка­ми от «1» до «3»), общеобразовательной или единой школе (Gesamtschule), реаль­ной школе (Realschule), основной школе (Hauptschule).

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>