Возрастные особенности КС и формы их развития

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например стойка на руках), динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например передвижение лыжника). Статическое равновесие совершенствуется усложнением биомеханической структуры упражнения и изменением психофункционального состояния школьников. Первое достигается за счет поз, при которых центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке опоры, и удерживания заданных поз длительное время. Второе – создание психической трудности сохранения равновесия путем повышения высоты опоры, изменение угла ее наклона, а так же временным «выключением» зрительного анализатора. Совершенствование динамического равновесия осуществляется преимущественно с помощью упражнений циклического характера: ходьбы или бега по беговой дорожке с изменяющейся шириной или по подвижной опоре.

(Матвеев Л.П. 1991)

Способность к произвольному расслаблению мышц у большинства людей не имеющих специальной подготовки, выражена недостаточно. У людей занимающихся спортом, она выше, чем у неспортсменов. Причем у женщин-спортсменок процесс расслабления мышц протекает активнее, чем у мужчин, и это позволяет им выполнять мышечную работу более экономично.

Выделяют две формы расслабления мышц: 1) характеризует общую способность человека к расслаблению и выражается в умении не напрягать мышечные группы, не участвующие в работе.

2) характеризует скорость расслабления мышц сразу же после их рабочего напряжения.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц выделяют три группы упражнений: 1) упражнения в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния мышц к расслабленному. Методика их выполнения заключается в следующем. Группа мышц предварительно усиленно напрягается, чтобы лучше почувствовать эффект последующего расслабления, которое осуществляется несколькими путями:

- степень напряжения мышц уменьшается до ощущения тяжести удерживаемого звена тела и последующее расслабление сочетается с его «падением».

- под действием постепенного расслабления мышц звено тела перемещается из одного положения тела в другое.

- быстрый, четкий переход от напряжения мышц к их расслаблению. К этой же группе относятся упражнения, в которых переход от напряженного состояния к расслабленному осуществляется путем последовательного расслабления отдельных мышечных групп.

2) упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мышцы с одновременным напряжением других. Это упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуществляется по инерции за счет движения другими частями тела.

3) упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдуха в каждом цикле движений. При выполнении этих упражнений полезно сочетать фазы движений с фазами дыхания.

Для совершенствования данной способности используют следующие методические приемы: контроль за мимической мускулатурой лица; концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом; использование звуко-, свето- и ритмолидеров; применение отвлекающе-раскрепощающих заданий; переключение зрительного контроля процесса движения на обстановку; использование массажа, сауны.

Важным фактором характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующий органической увязке различных элементов в единое целое. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами: 1) когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам, следующие друг за другом в определенной последовательности и через интервалы времени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>