Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

Классный лекторий. Это такая форма организации познавательной деятельности, при которой в классе создается несколько информационных групп (приложение 24), которые помогают учителю в составлении и проведении лекции (приложение 21). Подобная форма работы эффективна при определенном уровне развития познавательных интересов и возможностей учащихся.

Эти лекции, с одной стороны, стимулируют поиск научной информации, приучают учащихся к её самостоятельному обобщению, самостоятельности к критичности мышления, обогащают их кругозор, стимулируют к регулярному чтению газет и журналов. С другой стороны, лекционные выступления дают возможность учащимся совершенствовать культуру речи, отрабатывать умение держаться перед аудиторией, обстоятельно отвечать на вопросы.

Такая стратегия внеурочных занятий, обладая относительной автономностью, составляет с нормативным курсом единое целое. Она реализуется параллельно с основным курсом, и поэтому учителю нет особой нужды очерчивать промежуточные цели, хотя учет дополнительно развиваемых умений должен вестись, так как появляется возможность в большей степени задействовать взаимосвязь разных видов речевой деятельности.

Выводы по второй главе.

Включение ученика в продуктивное, обучающее, деловое общение происходит при наличии трех предпосылок: содержания обучения, которое может быть выявлено и усвоено только посредством деятельности, распределенной между учителем и учеником; организации учебного процесса в форме полилога; участие учащихся в нем.

Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления, учет жизненного опыта учеников, возможности показа учащимися современной действительности во всех её противоречиях.

Проект активизации познавательной деятельности понимается в данном исследовании как реализация:

- субъект – субъектного отношения педагога и учащихся;

- многосторонней коммуникации;

-комплексным воздействием на мотивационно – потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности;

-конструировании знаний учащимися;

-использовании самооценки и обратной связи;

-опорой на активность учащегося.

В структуру проекта входят целевой, содержательный, организационный, операционный, диагностический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Следовательно, активизации познавательной деятельности, а, значит, и активизации умственного развития школьников, способствуют: освоение алгоритмов операций мыслительной деятельности, обеспечивающее возможность приобретения информации, увеличивающей наличный объем знаний. Что стимулирует формирование и развитие познавательного интереса; развитие саморегуляции поведения; развитие рефлексии как навыка самоконтроля и самооценки; это достигается комплексным воздействием на мотивационно – потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности учащегося.

В организации самостоятельной познавательной деятельности основной задачей является организация переноса полученных навыков использования алгоритмов операция мыслительной деятельности в самостоятельную работу учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>