Программа по работе педагога-организатора с педагогически запущенными школьниками.

Цель:

профилактика и коррекция педагогической запущенности школьников.

Этапы реализации программы:

1.Выявление проблемы педагогической запущенности, сбор информации о ее причинах и проявлении.

В настоящее время педагог-организатор и другие специалисты психолого-педагогической службы школы часто сталкиваются с проблемой педагогической запущенности учащихся. Для этого необходимо знать проблему и быть готовым к её разрешению.

2.Всестороннее изучение ребенка и условий его развития.

Для выявления проблем педагогической запущенности помогут диагностические методики, предложенные в нашей работе, педагогическое наблюдение, собеседования с классным руководителем, родителями, изучение условий развития ребёнка и пр.

3.Составление индивидуальной коррекционной программы.

Коррекционная программа должна основываться на результатах всестороннего изучения как самого ребенка и его развития, так и проблемы педагогической запущенности, ее причин, степени, формы проявления.

4.Привлечение специалистов к реализации программы.

К коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы: психолога, педагога-консультанта, социального педагога, медицинского работника.

5.Коррекционная работа с ребенком, родителями, одноклассниками, учителями.

На возникновение педагогической запущенности влияют в большей степени микрофакторы социализации, следовательно, и коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями. Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

6.Анализ результатов, прогнозирование дальнейшей работы с ребенком.

Регулярный и своевременный анализ результатов деятельности с педагогически запущенными детьми позволяет принимать оперативные решения и своевременные меры по дальнейшей работе.

Содержание программы.

Как мы выяснили, педагогическая запущенность имеет несколько стадий и начинается ещё с дошкольного возраста. Наша коррекционная программа относятся только к периоду обучения в школе. Чаще всего это совпадает со второй, третьей и четвёртой стадией педагогической запущенности.

Вторая стадия - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. У младших школьников появляются начальные формы негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина – отсутствие успеха в деятельности, прежде всего учебной. Источниками неудач в значительной степени служат недостатки организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая запущенность младших школьников характеризуется:

- психологической и нравственной неподготовленностью к обучению;

- не успешностью, затрудненностью учебы, наличием проблем в знаниях, неразвитостью познавательных интересов,

- несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтением школьником игры или другой деятельности, в которой ему сопутствует успех;

- нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами в учении, со слабыми представлениями ребенка об окружающем мире, нравственных правилах жизни коллектива, отсутствием навыков общения, неадекватной самооценкой.

Предлагаем следующие направления работы:

1)Работа с семьей, коррекция отрицательных воздействий.

2)Анализ недостатков организации учебно-воспитательного процесса,

анализ отношения учителя к ребенку. Сделать выводы о готовности к обучению, необходимом уровне знаний и овладении учебными умениями, наличии познавательного интереса.

3)Наблюдение за нарушениями в сфере общения, развитием навыков общения, статусом ребенка среди одноклассников, отношением к нормам и правилам жизни коллектива.

4)Диагностика развития личности (самооценка, черты характера, мотивы и потребности, нравственно-волевая сфера, эмоции…) и познавательных процессов. Отслеживание появления новообразований данного возраста: рефлексия, произвольность познавательных процессов.

Третья и четвертая стадии наиболее часто встречаются в подростковом возрасте и у старших школьников. Эти стадии характеризуются углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни коллектива, появлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Определенные проступки могут иметь ситуативный характер. Показателями педагогической запущенности подростков являются нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в познавательной сфере; неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. Подростки переживают последствия своих действий и осознают их отрицательный характер, но еще не умеют предвидеть нежелательные результаты. Встречаются также факты воровства, нападения на слабых детей, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Часто такое поведение сочетается с искаженными нравственными представлениями. В данном случае педагогическая запущенность развивается в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Поведение старших школьников отличается большей скрытностью.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>