Развитие ритмического слуха посредством использования нетрадиционных методов обучения

Эксперимент проводился с 1 октября 2002 года по 10 января 2003 года. В основу нашего экспериментального исследования легла ритмика - специальная музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке.

Цель данного эксперимента: выявить эффективные условия развития ритмического слуха, углубить и дифференцировать восприятие музыки, музыкального произведения, музыкального образа, с помощью музыкально-ритмических движений (т.е. выделить средства музыкальной выразительности, определить характер музыкального произведения, показать точность ритмического рисунка мелодии и т.д .).

Задачи нашего исследования:

1. Научить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях.

2. Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.

3. Научить различать средства музыкальной выразительности (высокие, низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр и т.д.).

4. Определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию чувства ритма;

Формой проведения формирующего эксперимента были занятия по сольфеджио, которые проходили два раза в неделю. Было проведено занятий, последнее из которых является контрольным.

Первая серия занятий была направлена на формирование умения воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях. Ребенок должен был научиться: согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, а также различать их (например, высокие, низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр и т.д.).

Материалы (оборудование): проигрыватель, пластинки, нотный материал.

На занятиях были использованы нетрадиционные формы обучения:

1. Свободное дирижирование: Ребятам было предложено представить себя в роли дирижера. Мы не добивались точного подражания дирижерской схеме, оно должно было передать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации, а в целом это были свободные движения руками, но с показом сильной и слабых долей.

Ребятам была предложена музыка различного характера: «Сладкая греза» П.И. Чайковского, «Экосез» Ф. Шуберта (в приложении №10).

Нужно отметить, что эта форма работы понравилась им больше остальных. Каждый проявил себя довольно оригинально, повторных движений практически не наблюдалось, а ритмических ошибок стало значительно меньше. Сильную и слабую долю уже не путали, хотя динамику и фразировку приходилось подсказывать.

Пластические этюды: Детям предложили изобразить под музыку определенного содержания, как они ее видят, представляют.

а). Под музыку «Кавалерийской» Д. Кабалевского ребята показали бег коня. Одни дети подпрыгивали на стуле, другие подскочили и вприпрыжку побежали вокруг стула, третьи -стали на корточки и пытались подпрыгнуть в такт музыке.

б). Включив вступление «Океан - море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова , детей попросили изобразить море. У всех детей море получилось разное (у кого-то очень спокойное, у кого-то наоборот - бурное и неспокойное). Движения детей были очень выразительными, волнообразными.

в). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка. Педагог при этом помогает детям, раскрывая перед ними содержание (образ) произведения, направляет их движения. У некоторых детей получалось не очень, но все очень старались. В конце занятия ребята рассказывали о своих эмоциях (что они пережили, что им понравилось, что у них получилось легко, а что далось труднее).

3. Танцевальные движения: Использование на занятиях музыки танцевального характера способствует не только освоению танцевальных движений, помогающих наиболее яркому восприятию музыки, но и освоению метроритмических движений, способствующих развитию чувства ритма, а также фор- мированию умения различать средства музыкальной выразительности (высокие, низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр и т.д.), определять форму произведения:

а). Детям предложили прослушать русскую народную песню «Калинка», которая основана на контрасте ее частей: лирический запев и плясовой припев.

В запеве детям предложили исполнить фразировку движением плавной раскрывающейся руки (направо - налево) с соответствующим поворотом головы, а в припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), в присядку и т.п. Звучание припева сопровождалось также хлопанием в ладоши и стучанием карандашиков по столу.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>