Как школа должна оказывать помощь неудачникам

«Какова бы ни была причина провалов ребенка в уче­нии, рекомендовать любые изменения можно лишь с учетом существующей школьной системы. Ведь мало толку предлагать в качестве решения проблемы увели­чение штата учителей, строительство улучшенных зда­ний, повышение качества профессиональной педагоги­ческой подготовки, привлечение большего числа спе­циалистов или значительное пополнение школьного бюджета. Классы будут по-прежнему оставаться пере­полненными, а специалистов будет по-прежнему не хватать. Я вовсе не хочу сказать, что увеличение штата, повышение профессионального уровня преподавате­лей, меньшая наполняемость классов и другие позитив­ные меры бесполезны, напротив, я целиком одобряю подобные сдвиги»[4].

Любая попытка привлечь в школы спе­циалистов со стороны как для индивидуальной работы, так и для работы с небольшими группами детей не решает проблемы неудачников. Даже если бы в каждой школе был свой психоневролог, который бы вел инди­видуальные занятия или занятия с отдельными группа­ми детей во внеурочное время, ничего бы не измени­лось. Типичный психосоциологический подход оказы­вается неэффективным, поскольку основывается на той точке зрения, что школьные проблемы якобы являются зеркальным отражением личных проблем каждого ре­бенка: тяжелая обстановка дома, материальные трудности, расовая дискриминация и т. п. Совершенно ясно, что, несмотря на объективные жизненные трудности многих детей, существует целый ряд факторов, присущих самой системе образования, которые не только порождают собственно школьные «болевые точки», но и усугубляют те, что ребенок уже несет с собой в школу.

Суть традиционного, широко распространенного в сегодняшнем обществе взгляда состоит в том, чтобы игнорировать трудности, которые нагромождает перед ребенком система образования. Трудных детей передают в руки медицинских, социальных и правоохранительных работников. Данный подход не приносит пользу ни детям, ни стране. Метод отделения детей от педагогической системы губителен для школы. Трудные дети должны учиться в гетерогенных школах. Специалисты, работающие в школах,—психотерапевты, психологи, преподаватели в группах вы­равнивания—должны помогать учителям в решении возникающих в классах проблем, как дисципли­нарного, так и учебного характера. Они должны изу­чать возможности улучшения образования и на практи­ке применять свои концептуальные подходы в обычных классах, в тесном сотрудничестве с учителями.

Образование-мостик к успеху. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества.

Практически система образования имеет одни и те же недостатки в различных районах, но больше всего от них страдают дети из социально неблагополучных семей. Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений привода к потере мотивации или даже к антимотивации в учебе.

Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. Однако они не всегда вписываются в традиционную систему взглядов. Единственный выход—эту традицию нарушить. Но сначала следует выявить причины, кото­рые приводят школьников к неудачам в самой сфере образования, а уже затем выработать курс, направлен­ный на их устранение.

б) как школа должна оказывать помощь неудачникам

Задача помощи детям, у которых развит комплекс неполноценности, сложна и, может быть, неразрешима, поскольку философия современного образования отводит слишком большое место неудаче как таковой и поэтому затрудняет процесс воспитания у учащихся чувства самоуважения. Мы учимся всю жизнь. Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире много. К моменту поступления в подготовительный класс он располагает набором сведений об окружающем мире, с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника только школа навешивает этот ярлык. Большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье они растут.

Крушение детского оптимизма – серьезная проблема начального обучения. В потере интереса к учебе можно винить семью, окружение, но правильнее было бы искать причину в школе и применяемых в ней методах обучения. Школа играет чрезвычайную роль в жизни детей. Нельзя перекладывать вину школы на среду, в которой ребенок растет.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся менее вероятными. Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время в начальной школе.

Детей необходимо готовить к школе, особенно детей из малообеспеченных семей. Обычная школа провоцирует неуспеваемость, так как упор идет не на развитие мышления, а на запоминание и зубрежку.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>