Как школа должна оказывать помощь неудачникам

Конспект книги У.Глассера «Школа без неудачников»

а) с какими проблемами сталкиваются неудачники

Автор часто проводит продолжительные семинары для педагогов, которые работают с трудными детьми. Ход семинаров таков:

-изложение теоретических принципов «терапии реальностью»

-возможность их применения на практике.

На каждом семинаре Глассер проводит показательную беседу с подростками таким образом, чтобы как можно более наглядно проиллюстрировать свои подходы. Например, он описывает одну из таких встреч в Портленде «присутствовали привлекательные, опрятные, уравновешенные девочки, производившие благоприятное впечатление на слушателей спокойствием и непринужденностью, с каким они держались перед многочисленной аудиторией. Казалось, девочки совершенно не соответствовали общепринятым представлениям о подростках-правонарушителях. Однако их рассказы о прежней жизни не оставляли никаких сомнений: они были твердо уверены, что у них нет шанса на удачу или счастье в этом мире».[1]

Основными проблемами, с которыми сталкиваются неудачники, являются:

1. отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями

2. отсутствие чувства привязанности друг к другу

3. смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений

4. смирение со школьными неудачами

5. стремление жить сегодняшним днем

6. отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь

7. нежелание думать о будущем

Типичными признаками для неудачников можно считать:

1. наружность

2. принадлежность семьи к низшему классу

3. низкий уровень интеллекта

4. отсутствие любви родителей

5. вялость и апатичность

Неудачники есть в любом месте. Главная причина неуверенности в себе не материальное положение (хотя материальные трудности— явное препятствие на жизненном пути), так как большинство детей из бедных кварталов практически не ощущают своей бедности. Таковой причиной не является и расовая принадлежность, хотя темнокожему населению приходится тяжелее. Основной проблемой является неудача в школе.

Проблема неудачников не имела бы столь пагубных последствий для общества, но беда в том, что их становится все больше и больше. В лю­бом крупном городе растет число людей, которых объ­единяет одно - отсутствие успеха в жизни. Это определение люди дают сами себе. Они знают, что в обще­стве, где многим везет, им не повезет никогда. Их представление о том, как исправить положение весьма туманно- «лучше и больше работать».

«Можно ли избавить их от этого ощущения неудачи? Можно ли путем социальных мер помочь девочкам: определить их жизненные цели, наладить отношения с людьми, играющими важную роль в их жизни, дать возможность познать успех? И наконец, можно ли найти выход для тех, кому действительно трудно в социальном плане?»[2] Оптимальное решение проблемы неудачников – приобретение опыта успеха в школе. Общепринятым объяснением причин существования неудачников является объяснение, что эти молодые люди—продукт социальной ситуации, исключающей успех в принципе. Нельзя утверждать, что в их неудачах повинны семья, среда, культурный уровень, расовая принадлежность, бедность, так как можно зайти в тупик, потому что со счетов сбрасывается личная ответственность за неудачи и получается, что не все обладают потенциальной возможностью добиться успеха. Ответственность за результаты учебы должна лечь на плечи самих учащихся и во всех школах нужно устранить препятствия на пути к успеху.

Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого реального успеха достаточно нейтрализации всех неблагоприятных факторов. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения падает вероятность преуспевания в жизни. Общественные институты не могут решить серьезные семейные проблемы. Школа не вправе махнуть на детей рукой. Необходимо преодолевать социальные проблемы. Нельзя оставлять проблему образования и поиск путей для того, чтобы из школы выходили хорошо образованные люди.

Нужно создавать школы, в которых бы все дети из разных социальных классов учились успешно. Ответственность за обеспечение такой системы образования «где успех был бы делом не только возможным, но и реальным, где бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности»[3], должно нести общество, иначе не удастся решить серьезные социальные проблемы. Применение методов терапии реальностью в общеобразовательных школах не менее эффективно, чем в исправительных учреждениях и психиатрических лечебницах.

Педагоги лучше всех знакомы с проблемой детских неудач. Все больше детей не хотят учиться, это вызывает чувство тревоги у педагогов. Школьные педагоги постоянно пытаются найти новый подход к трудным подросткам и ждут рекомендаций в плане более эффективных педагогических методов. Основной бич всех школ – проблема неудачников. Нужно искать пути к достижению успеха у как можно большего числа учащихся. Необходимо разобраться в причинах неудачи и сформулировать новые принципы образования (и применять их на практике), способствующие созданию благоприятной атмосферы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>