Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».

В этой работе сформируются умения по работе с микроскопом. Работа может быть проведена в нескольких вариантах – либо ученики будут повторять за учителем все действия, который будет демонстрировать их на своём микроскопе, либо учитель будет пошагово объяснять последовательность действий, либо же учащиеся могут работать по индивидуальным карточкам, а учитель осуществляет общий контроль происходящего, помогает решать появляющиеся затруднения.

В этой работе в качестве готового микропрепарата можно взять простой объект, например, волокна ваты, потому что цель этой работы – научиться работать с микроскопом и давать сложные препараты натуральных объектов было бы не правильно. Хотя, если в школе это есть, можно использовать окрашенные препараты мышечных тканей – они весьма наглядны, не сложны, ученики просто зарисуют мышечные волокна, не вдаваясь в тонкости их структуры.

Основные понятия, усвоенные в работе: способ крепления и работы оптики микроскопа; принцип работы светового микроскопа; малый и большой регулировочные винты; готовый микропрепарат.

Работа 2:

Приготовление временного микропрепарата.

Это весьма тонкая работа и вряд ли многим ученикам удастся выполнить её безошибочно с первого раза. Поэтому для начала можно её предельно упростить и сделать препарат с использованием обыкновенной газеты – вырезать из нее маленькую букву и использовать её в качестве объекта. Чтобы не тратить время на уроке, учитель в таком случае должен заранее озаботиться подготовкой достаточного количества «объектов».

Цель: обучить правилам приготовления микропрепарата.

Задачи:

обучающие: сформировать ряд базовых умений по работе с микроскопом, приготовлению временных микропрепаратов.

воспитательные: способствовать воспитанию терпения и усидчивости.

развивающие: развить умение аккуратно выполнять свою работу.

Оборудование: «объекты» исследования, покровные и предметные стекла, пипетки, вода, салфетки, фильтровальная бумага, микроскопы.

Ход работы:

1. Вырезанную букву положить в центр предметного стекла, нанести на него пипеткой капельку воды.

2. Затем нужно накрыть его покровным стеклом. Необходимо сделать так, чтобы между стеклами не было пузырьков воздуха, поэтому нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.

3. Излишек воды удаляется с помощью фильтровальной бумаги.

4. Приготовленный микропрепарат помещается на предметный столик и микроскопируется на малом и большом увеличении, увиденное зарисовывается с соблюдением пропорций. Затем вычисляется увеличение микроскопа. В том случае, если микропрепарат сделан не аккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить процесс, начиная с п.1

Основные понятия, усвоенные в работе: покровное и предметное стекло, микроскопирование, правила приготовления микропрепаратов.

По окончании вышеописанных работ можно предложить ученикам ряд вопросов:

Ø Что является источником света в микроскопе?

Ø Как вычисляется увеличение оптики микроскопа?

Ø Почему нельзя допускать появление пузырьков воздуха между покровным и предметным стеклом?

Ø Каков основной принцип работы светового микроскопа?

На эти две работы планируется потратить целый урок – примерно 15 минут на работу 1 и оставшееся время – работа 2. В ряде случаев можно часть 2 работы 1 (Правила работы с микроскопом) провести в рамках работы 2.

Наиболее целесообразно и удобно будет провести работу по приготовлению микропрепарата таким образом – на один стол приходится один микроскоп, при этом каждый ученик делает свой препарат и самостоятельно его микроскопирует. Иначе, нахождение на столе двух микроскопов будет сильно стеснять учащихся, мешая им аккуратно выполнить работу. Если в кабинете недостаточное освещение, то придётся использовать настольные лампы – это ещё больше затруднит процесс выполнения задания.

Навыки, которые будут приобретены в ходе этих практических работ, очень важны в дальнейшем, так как ещё не раз учащиеся будут манипулировать с микроскопом и препаратами. Поэтому очень важно, чтобы каждый ученик самостоятельно приготовил свой микропрепарат и изучил его. Учитель должен у каждого проверить результат работы, и оценить качество приготовленного объекта.

В дальнейшем, когда ученики приобретут некоторые базовые практические умения и знания, планируется переход к изучению содержания темы «Клеточное строение», которая подразумевает выполнение практических работ по вышеописанным алгоритмам, например, работы по приготовление микропрепаратов кожицы лука, эпидермиса листа, их последующее микроскопирование, изучение и зарисовка.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>